8 800-302-40-65
бесплатный звонок по России
по рабочим дням с 8:00 до 18:00 МСК
Новые видеозаписи

15.06.2014 | ГВС по правилам и без

Ситуация, связанная со снабжением потребителей горячей водой и сопутствующие ей расчёты за потреблённые ресурсы и услуги, в условиях постоянного увеличения количества приборов учёта, является наиболее запутанной и неоднозначной в сфере предоставления коммунальных услуг.

Несмотря на то, что нормативными документами достаточно подробно регламентированы права, обязанности и возможные действия поставщиков и потребителей при предоставлении некачественной услуги, в реальной жизни её качество далеко от нормативного.

 

Как известно, требования к качеству коммунальных услуг, условия и порядок изменения размера платы за коммунальную услугу при предоставлении коммунальной услуги ненадлежащего качества, определены  Приложением №1 Правил предоставления коммунальных услуг, утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 г. №354.

В частности, в соответствии с данным документом температура горячей воды в точке водоразбора должна соответствовать требованиям законодательства Российской Федерации о техническом регулировании (СанПиН 2.1.4.2496-09) и независимо от применяемой системы теплоснабжения должна быть не ниже 60°С и не выше 75°С.

Допускаемые ранее Правилами снижения температуры горячей воды в точке водоразбора ниже  60°С (в ночное время с 0.00 до 5.00 часов — не более чем на 5°С; в дневное время с 5.00 до 00.00 часов — не более чем на 3°С) на основании Решения Верховного Суда РФ от 31 мая 2013 г. N АКПИ13-394 являются недопустимыми.

С учётом того факта, что исполнителями услуг в многоквартирных домах являются управляющие компании, ТСЖ и ЖСК, как правило, получающие нагретую воду на основании договора у ресурсоснабжающей организации и не имеющие возможности дополнительно улучшить параметры её качества, требования к качеству ресурса практически не отличаются от требований к качеству услуги.

В частности, в соответствии с п.20 Правил, обязательных при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья договоров с ресурсоснабжающими организациями, утверждённых постановлением Правительства РФ от 14 февраля 2012 г. N 124, и применяемых в том числе к отношениям, вытекающим из договоров энергоснабжения, заключенных до вступления в силу данных Правил, при установлении в договоре ресурсоснабжения показателей качества коммунального ресурса учитывается, что его объем и качество должны позволять исполнителю обеспечить предоставление коммунальной услуги потребителям в соответствии с требованиями, предусмотренными Правилами предоставления коммунальных услуг, т.е. на границе разделения сетей установленные параметры качества ресурса обязана обеспечить ресурсоснабжающая организация.

В процессе наших претензий на снижение платежа при некачественной услуге с учётом показаний приборов учёта мы должны определиться с той точкой системы горячего водоснабжения многоквартирного дома, измеренную температуру в которой мы возьмём за основу в ходе возможной корректировки платежа при несоблюдении параметров качества услуг.

C учётом того факта, что температура горячей воды не ниже  60°С должна быть обеспечена во всех без исключения точках водоразбора потребителей, разумно предположить, что минимальная температура будет в наиболее удалённом от точки разделения сетей многоквартирного дома и ресурсоснабжающей организации стояке системы горячего водоснабжения, и при наличии теплоизоляции трубопроводов в подвале здания примерно равна регистрируемой общедомовым прибором учёта температуре в обратном трубопроводе системы ГВС.

Порядок корректировки платежей и порядок установления факта предоставления коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность определён девятью машинописными страницами разделов 9 и 10 Постановления Правительства № 354 достаточно подробно.

Если изменение платежа не производилась, в качестве доказательства претензий на него и мы, и наделённые достаточно широкими полномочиями для защиты наших прав государственные органы вправе воспользоваться как подп. "в" п.111 Правил, в соответствии с которым датой и временем, начиная с которых считается, что коммунальная услуга предоставляется с нарушениями качества, являются дата и время начала нарушения качества коммунальной услуги, которые были зафиксированы коллективным (общедомовым) прибором учета, так и подп. "г" п.112, в соответствии с которым период нарушения качества коммунальной услуги считается оконченным с даты и времени возобновления предоставления коммунальной услуги надлежащего качества, которые зафиксированы коллективным (общедомовым), прибором учета, если указанный прибор способен сохранять зафиксированные сведения.

При этом за каждые 3°С отступления от  допустимых отклонений температуры горячей воды размер платы за коммунальную услугу за расчетный период, в котором произошло указанное отступление, снижается на 0,1 процента размера платы за каждый час отступления от допустимых отклонений суммарно в течение расчетного периода. За каждый час подачи горячей воды, температура которой в точке разбора ниже 40°С, суммарно в течение расчетного периода оплата потребленной воды производится по тарифу за холодную воду.

В чём же причина систематического снижения температуры горячей воды отдельными ресурсоснабжающими организациями вопреки имеющимся стандартам и достаточно жёстким санкциям за их нарушение?

Попробуем определить зависимость размера платежа за горячую воду и уровня доходов ресурсоснабжающей организации от качества предоставляемой услуги.

Всем понятно, что чем ниже температура горячей воды, тем больше её потребуется при смешивании.

В условиях, когда и теплоемкость, и плотность воды разной температуры одинакова, итоговая  температура смеси при заданном объёме будет зависеть от значений объемов и температур холодной и горячей воды  и рассчитывается по следующей формуле:

t1*V1 + t2*V2   = t3*(V1 + V2), или

t1*V1+t2*(V3-V1)=t3*V3, где

t1-температура горячей воды в точке водоразбора;

t2- температура холодной воды в точке водоразбора;

t3-температура смешанной воды;

V1- объём горячей воды, необходимой для получения нужной температуры смеси;

V3 – объём смешанной воды.

Путём несложных преобразований формулы мы можем получить коэффициент использования горячей воды при смешивании в зависимости от температуры:

К и = V1/ V3= (t3-t2)/(t1-t2).

А теперь спроецируем несложные арифметические выкладки на нашу коммунальную действительность с учётом фиксированных значений отдельных составляющих выше стоящей строки в табличном варианте при следующих значениях:

t2 = 10°С – среднегодовая температура холодной воды в водопроводной сети;

t3 = 37°С – оптимальная с учётом санитарных норм температура смешанной воды при пользовании душем и ванной:

t1,° С

64

62

60

58

56

54

52

50

48

46

44

42

40

Ки

0,50

0,52

0,54

0,56

0,59

0,61

0,64

0,68

0,71

0,75

0,79

0,84

0,90

Оценим плату за кубометр используемой нами смешанной воды с учётом составленной таблицы по тарифам, действующим, к примеру, в Майкопе: Тариф на холодную воду – 12р 45к за кубометр, тариф на горячую воду – 124р 61к за кубометр (утверждены регулирующим органом).

t1,° С

62

60

58

56

54

52

50

Пх, руб.

5,98

5,73

5,48

5,10

4,86

4,48

3,98

Пг, руб.

64,78

67,29

69,78

73,52

76,01

79,75

84,73

П см, руб.

70,76

73,02

75,26

78,62

80,87

84,23

88,71

 

t1,° С

48

46

44

42

40

Пх, руб.

3,61

3,11

2,61

1,99

1,25

Пг, руб.

88,47

93,46

98,44

104,67

112,15

Псм, руб.

92,08

96,57

101,05

106,66

113,40

где Пх, Пг, Псм – плата за холодную, горячую и смешанную воду.

На картинке для потребителя всё выглядит довольно печально:

 

При наличии коллективного прибора учёта как гаранта спасения от обмана и основы реализации принципов энергосбережения, при температуре горячей воды в точке разбора 50°С, что имеет место достаточно часто, мы платим за некачественную услугу на 25% больше, чем платили бы при соблюдении параметров её качества.

А теперь проведём оценку себестоимости приготовления  поставляемой порой нам тёплой (не отважусь назвать её горячей) воды в зависимости от её температуры.

По определению,  для нагрева 1 кубометра воды на 1 градус необходима 1 мегакалория тепловой энергии. В нашем случае для нагрева 1 кубометра воды с температурой 10°С до температуры 50°С необходимо 40 мегакалорий, до температуры 60°С – 50 мегакалорий.

При снижении температуры на каждый градус по отношению к нормативной теплоснабжающая организация экономит 2% запланированных средств на приобретение топлива. А его стоимость в составе тарифа составляет примерно 50%.

В этом процессе всё выглядит по-домашнему: и действия ресурсоснабжающей организации по увеличению доли прибыли, получаемой, что называется «из воздуха», и выкачиваемые из наших карманов рубли.

И страдает в ходе подобной деятельности не только население – в условиях договорных отношений, при формировании которых сторонами не определены параметры качества ресурса и мера ответственности за их не соблюдение, производятся необоснованные переплаты за них иными потребителями, в числе которых детские сады и больницы, учреждения различного уровня.

Иными словами, наносится определённый ущерб государственным и муниципальным интересам в размерах миллионов рублей.

Конечно, туалетная бумага на отверстиях рвётся не всегда, и в реальной жизни результат подобной «экономической» деятельности может несколько отличаться в ту или иную сторону в зависимости от годового объёма реализации товара в условиях отсутствия разделения тарифа на постоянную и переменную составляющую (энергоносители / зарплата и ремонт), однако невыгодность для потребителей подобных нарушений не нуждается в доказательствах.

Однако, с учётом сформировавшейся практики фиксации нарушений, заключающейся в замерах температуры горячей воды в кранах немногих обратившихся по данному вопросу потребителей, вопреки положениям физики, математики, элементарной логики и действующему законодательству, под неусыпным контролем многочисленных контролёров  ЖКХ, вполне успешно и долго функционирует схема, в которой чем хуже товар, тем больше доходы продавца.

В условиях систематического несоблюдения параметров качества услуг, зафиксированного приборами учёта, при предоставлении их всем гражданам, меньше платят только самые настойчивые потребители, которым хватает терпения и сил пройти процедуру доказательства очевидного до конца. И само снижение платежа выглядит для них уже не как возврат ранее незаконно собранных с них средств, а как плата за работу и волю к победе.

А мы в качестве примера рассмотрим порядок реализации положений Правил с учётом одной из многих аналогичных распечаток показаний приборов учёта горячей воды:

 

 

Как видим, собственниками и пользователями помещений данного виртуального дома в сентябре прошлого года потреблено и оплачено 420,6 кубометра горячей воды при её стоимости 124 р. 61 коп. за кубометр на сумму 52 411 рублей. При этом средняя температура в обратном трубопроводе системы ГВС составила 47,5°С.

А каково с точки зрения Правил должно было быть снижение платежа?

Не буду отягощать Вас сложными расчётами, постоянная обязанность производить которые возложена на Исполнителей коммунальных услуг.

Сделаем несколько упрощающих расчёты допусков в пользу ресурсоснабжающей организации. Забудем о решении Верховного Суда, указавшего на недопустимость предоставления некачественных услуг. Не заметим, что 24 сентября температура не дотягивала до 40 градусов. Не учтём, что на дневное потребление воды приходится 90% её общего объёма, а в этот период ранее допускалось снижение температуры только на 3°С. Возьмём за основу предельные существовавшие допустимые отклонения параметров горячей воды в то время, когда большинство россиян уже смотрят сны — 5°С.

Для расчёта воспользуемся разъяснениями по вопросам изменения размера платы за коммунальные услуги при предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества, данными в Письме Министерства регионального развития РФ от 4 июня 2007 г. N 10611-ЮТ/07, и приведёнными в нём формулами с примерами.

Согласно этому документу, c учётом принятых нами исходных данных:

- допустимая температура горячей воды в точке водоразбора с учётом выбранного нами допустимого отклонения: 60°С — 5°С = 55°С;

- размер фактического отклонения температуры от допустимой: 55°С – 47,5°С = 7,5°С;

- доля снижения размера месячной платы за горячее водоснабжение с учетом отношения отклонения температуры горячей воды от допустимого отклонения температуры к единице градации (кратности) снижения температуры

 fix (7,5°С/ 3°С) * 0,1%= fix (2,5) * 0,1% = 2 * 0,1% = 0,2%.

При месячной продолжительности предоставления услуги ненадлежащего качества в размере в нашем случае 744 часов снижение платежа должно составить 744 * 0,2% =  148,8%, т.е. услугу горячего водоснабжения потребители оплачивать были не должны.

С учётом того факта, что при температуре горячей воды в точке водоразбора ниже 40°С оплата за неё всё-таки должна производиться как за холодную воду, не исключён вариант того, что и в Постановлении Правительства РФ, и в письме уполномоченного давать разъяснения по вопросам применения Правил предоставления коммунальных услуг органа имеется успешно просуществовавший более 6 лет очередной «косячок».

А с другой стороны, вполне возможно, что при подготовке данных документов и определении степени жёсткости принимаемых к нарушителям мер их разработчики предполагали, что на территории отдельных муниципальных образований откровенный обман потребителей ресурсоснабжающей организацией может приобрести достаточно грандиозные масштабы, и дали осуществляющим контроль и надзор в сфере ЖКХ органам мощные рычаги воздействия на нарушителей.

Думаю, истина родится именно в споре этих двух предположений.

Если Верховный Суд РФ отменит ранее принятое решение о недопустимости снижения температуры горячей воды в точке разбора ниже 60 градусов и Правительство внесёт соответствующие изменения в документы – победит первое.

А если нет – то на уровне региона антимонопольный орган должен обеспечить внесение изменений в существующие договоры предоставления коммунальных ресурсов ресурсоснабжающей организации с потребителями с учётом требований нормативных документов к параметрам их качества, Жилищная инспекция обязана добиться исполнения упоминаемых выше требований Правил, органы прокуратуры - воспользоваться правом обратиться с исками в суд с целью перерасчёта платы для граждан в соответствии с Правилами за весь период предоставления не качественных услуг ГВС, подтверждённый приборами учёта.

Кстати, именно c такими предложениями в подобной ситуации Вы можете обратиться в данные структуры с просьбой принять адекватные ситуации меры к нарушителям закона, либо развеять Ваши сомнения в законности происходящего.

По самой скромной оценке, объём возврата денежных средств населению в рублях, рассчитанный в соответствии с приведённой выше методикой (а иной на российском уровне не существует) в масштабах только г.Майкопа будет исчисляться девятизначным числом.

Возможно, в ресурсоснабжающей организации сочтут процесс возврата условных 100 млн. рублей при получении путём обмана не особенно вникающих в вопросы ЖКХ потребителей опять-таки условных 20 млн. руб. не вполне логичным.

Но, во-первых, не мы, а Правительство РФ определило именно такие правила игры на данном рынке услуг, а во-вторых, менеджеры ресурсоснабжающей организации прекрасно знают эти правила, наверняка оценивают возможные риски и последствия деятельности, направленной на получение дополнительных доходов не вполне корректными методами и тем не менее вполне сознательно идут на нарушения.

Об осознанности проводимой предприятием в жизнь экономической и технической политики достаточно красноречиво свидетельствует сам факт расчёта с потребителями за кубометры не нагретой до нужной температуры воды без учёта затраченной на её нагрев тепловой энергии и температуры воды, фиксируемых прибором учёта.

Насколько эффективно использованы десятки миллионов рублей населения, Фонда содействия реформирования ЖКХ, регионального и местного бюджетов на установку в соответствии с выданными энергоснабжающей организацией техническими условиями дорогостоящих приборов учёта в ситуации, когда учёт кубометров вполне реализуем в каждом доме путём установки двух простых водомеров, судить не берусь.

Можно, конечно, подискутировать на тему о потерях тепла в процессе циркуляции воды без её отбора и использовании для расчётов показателя из приведённой распечатки показаний прибора учёта Qо , попугать наивного гражданина тем, что его оплата при этом значительно возрастёт. И это при использовании данного показателя действительно так.

Вот только регулирующий орган в процессе формирования тарифов на отопление  учёл эти потери в зимний период в качестве тепловой нагрузки ванных комнат, к тому же использовал при формировании тарифов на горячую воду коэффициент потерь в течение всего календарного года (а потери прибор учитывает в общем объёме), и два данных обстоятельства вполне компенсируют затраты предприятия в части обеспечения циркуляции в системе ГВС.

Пожалуй, более объективным показателем для оплаты ресурса при установленном двухкомпонентном тарифе является тепловая энергия, затраченная на нагрев использованной потребителями горячей воды, обозначенная в распечатке как Q г.

При этом сумма оплаты  за ресурс в нашем случае должна выглядеть как сумма платы за использованную для нагрева воду (420,6 м. куб * 12,45р. = 5236,47р.) и платы за её нагрев (18,4 гКал *1958,78 р. = 36041,55р.) в общем объёме 41278,02 р., что на 22% ниже фактически оплаченной суммы, указанной ранее, и подтверждает правильность приведённых ранее аргументов о размерах нашей переплаты за не качественную  услугу.

Объяснима и некоторая погрешность при данном расчёте.

При поверхностной оценке ситуации мы пока не отметили блеск инженерной мысли, так же направленной на получение дополнительных необоснованных доходов ресурсоснабжающего предприятия. Обратим внимание на отражённый в верхней части распечатки установочный показатель (расчётную температуру холодной воды), используемый тепловычислителем прибора учёта в процессе расчёта количества тепла, необходимого  на нагрев воды. Опять увы и ах!  5°С – это так близко к точке замерзания в условиях нашего тёплого сентября. Между тем согласно статистическим данным среднегодовая температура холодной воды в нашем городе равна +10°С, а при формировании тарифа учтены температуры + 5°С зимой и + 15°С летом соответственно. В соответствии с прилагаемым к приборам учёта инструкциям при настройке данного показателя устанавливается либо среднегодовая температура холодной воды, либо осуществляются сезонные переустановки два раза в год. Почему не делается ни того, ни другого, и почему все приборы, установленные, как правило, летом, настроены именно на температуру  5°С, халатность ли это или чей-то недобрый умысел – сказать сложно.

Но вот о том, что настроенный таким образом прибор при рассматриваемых нами параметрах качества горячей воды в течение шести летних месяцев считает объём тепловой энергии на подогрев примерно на 20% больше её фактического расхода, говорить можно вполне определённо.

Такая вот «небольшая погрешность». Снова не в пользу потребителя.

И такое вот ГВС по правилам, а в реальной жизни – без…

Понравилась статья?
Оформите подписку, чтобы узнавать об актуальных статьях и важнейших новостях ЖКХ.

Комментарии

2020-01-30 14:17
в соответствии с требованием санитарной безопасности СанПиН2.1.4.2496 и решения Верховного суда РФ об отмене п.5 Приложения № 1 Постановления 354 отменяется , а значит перерасчет ГВ должен быть даже на 0,1 градуса ниже 60.
Подскажите, почему для расчёта изменения размера платы за коммунальные услуги при предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества в примере использовались данные обратного трубопровода, а не прямого. Ресурсоснабжающая организация берут в расчет показатели только на прямом трубопроводе, считают 60°С достаточной температурой (прибор учета стоит на входе в МКД), и в расчет температуру на обратном в качестве претензии не принимает (44°С).
Комментарии для сайта Cackle
Наверх