8 800-700-60-58
бесплатный звонок по России
по рабочим дням с 8:00 до 18:00 МСК
Вебинар на тему прямых договоров по решению общего собрания

10.08.2016 | Вопросы по новому порядку расчета стоимости КУ

Постановлением Правительства РФ от 29.06.2016 N603 были внесены изменения в ПП РФ от 06.05.2011 N354 (далее – Правила 354) и в ПП РФ от 14.02.2012 N124 (далее – Правила 124). Ранее на сайте АКАТО были опубликованы разъяснения нового порядка оплаты отопления, нового порядка применения повышающих коэффициентов к нормативам потребления коммунальных услуг, анализ правомерности применения повышающего коэффициента при расчете стоимости водоотведения. Ряд вопросов, вызванных последними поправками, по мнению специалистов АКАТО, требует дополнительных разъяснений со стороны органов государственной власти Российской Федерации.

 

Расчет водоотведения

Многократно рассмотренный вопрос о существовании «водоотведения на ОДН», уже, казалось бы, окончательно решенный в 2015 году, вновь приобрел актуальность. Подпункт «з» пункта 3 «Изменений», утвержденных ПП РФ от 29.06.2016 N603, устанавливает:
«В Правилах, обязательных при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 14 февраля 2012 г. N 124… :

з) в пункте 21:

в абзаце первом подпункта "в":
после слов "объем коммунального ресурса" дополнить словами "(за исключением объема сточных вод)";
».

Подпункт «в» пункта 21 Правил 124 в новой редакции звучит так:
«объем коммунального ресурса (за исключением объема сточных вод), поставляемого за расчетный период (расчетный месяц) в многоквартирный дом, не оборудованный коллективным (общедомовым) прибором учета, а также по истечении 2 месяцев после выхода из строя, утраты ранее введенного в эксплуатацию коллективного (общедомового) прибора учета или истечения срока его эксплуатации, определяется…».

Таким образом, в действующей редакции жилищное законодательство РФ не содержит норм, регламентирующих порядок расчета за водоотведение между исполнителем коммунальных услуг и ресурсоснабжающей организацией.

В связи с указанными обстоятельствами 8 августа 2016 года АКАТО направил в Минстрой России запрос о разъяснении порядка расчета объема и стоимости водоотведения. Ответ Минстроя будет опубликован на сайте АКАТО, о чем подписчики информационной рассылки будут дополнительно уведомлены.


Применение повышающих коэффициентов

Правила 354 в действующей редакции предусматривают применение исполнителем коммунальных услуг повышающего коэффициента при расчете стоимости коммунальных услуг в следующих случаях:
– При отсутствии индивидуального прибора учета и наличии технической возможности установки такого прибора повышающий коэффициент применяется при расчете стоимости холодного водоснабжения (далее – ХВС), горячего водоснабжения (далее – ГВС) и (или) электроснабжения (абзац 3 пункта 42 Правил 354);
– При отсутствии коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии в многоквартирном доме и наличии технической возможности установки такого прибора повышающий коэффициент применяется при расчете стоимости отопления (абзац 3 пункта 42(1) Правил 354).

Необходимо обратить внимание, что, при установлении двухкомпонетных тарифов на ГВС, расчет стоимости ГВС производится по формуле 23(1) приложения 2 к Правилам 354. Согласно данной формуле стоимость ГВС складывается из стоимости теплоносителя (воды) и стоимости теплоэнергии, затраченной на подогрев этого теплоносителя. При этом к одному слагаемому (стоимость теплоносителя) повышающий коэффициент применяется, в то время как ко второму слагаемому (стоимость теплоэнергии) повышающий коэффициент не применяется. Логичность различного подхода к расчету стоимости двух компонентов одной услуги сомнительна.

Дополнительно необходимо отметить, что часть 1 статьи 157 ЖК РФ устанавливает возможность применения повышающего коэффициента исключительно для услуг «ХВС», «ГВС», «электроснабжение», и одним из оснований для применения такого коэффициента является отсутствие индивидуального прибора учета. В то же время абзац 3 пункта 42(1) Правил 354 содержит не предусмотренную ЖК РФ норму о применении повышающего коэффициента при расчете стоимости отопления, норма применяется в случае (так же не предусмотренном ЖК РФ) отсутствия общедомового прибора учета.

Порядок использования денежных средств, полученных от применения повышающих коэффициентов, вызывает ряд вопросов.

Подпункт «у(1)» пункта 31 Правил 354 устанавливает, что исполнитель обязан «направлять средства, полученные в качестве разницы при расчете размера платы за коммунальные услуги с применением повышающих коэффициентов, на реализацию мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности».

При этом не определено, каким образом средства от применения повышающего коэффициента, оплаченные потребителями непосредственно в ресурсоснабжающую организацию (далее – РСО), будут возвращаться к исполнителю коммунальных услуг. Не регламентирован порядок использования средств, полученных от применения повышающего коэффициента, в случае, если исполнителем коммунальных услуг является РСО.

Непонятен и порядок использования денежных средств, полученных от применения повышающего коэффициента, при расчете стоимости отопления. Несмотря на целевой характер этих средств (подпункт «у(1)» пункта 31 Правил 354), подпункт «е» пункта 22 Правил 124 устанавливает, что при расчетах исполнителя коммунальных услуг с РСО, поставляющей коммунальный ресурс по отоплению, «при наличии технической возможности установки коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии размер платы за тепловую энергию, поставленную в многоквартирный дом, не оборудованный таким прибором учета… определяется исходя из норматива потребления коммунальной услуги по отоплению и суммарной площади жилых и нежилых помещений в многоквартирном доме с применением повышающего коэффициента», то есть средства от применения повышающего коэффициента, которые исполнитель предъявляет к оплате потребителям и которые должны согласно Правилам 354 направляться на мероприятия по энергоэффективности, согласно Правилам 124 должны быть оплачены в РСО.

Для получения разъяснений по указанным вопросам 11 августа 2016 года АКАТО направил в Минстрой России запрос о разъяснении отдельных вопросов применения повышающих коэффициентов. Ответ Минстроя будет опубликован на сайте АКАТО, о чем подписчики информационной рассылки будут дополнительно уведомлены.

Понравилась статья?
Оформите подписку, чтобы узнавать об актуальных статьях и важнейших новостях ЖКХ.
Наверх