12.08.2015 | Применение повышающих коэффициентов к нормативам потребления КУ
Эксперт О.Е.Яндыева проанализировала вопрос применения повышающих коэффициентов к нормативам потребления коммунальных услуг в квартирах и домах, где не установлены приборы учета в свете последних изменений жилищного законодательства (ПП РФ от 16.04.2013 N344, от 17.12.2014 N1380, федеральный закон от 29.06.2015 N176-ФЗ и др.).
Традиционно любой вопрос сферы ЖКХ в России не обходится без проблем для правоприменителей, поскольку всегда либо законы не совершенные, либо жизненные ситуации сложнее и запутанней, чем это подразумевалось законами. Не исключение и ситуация, а точнее, проблема применения исполнителями коммунальных услуг повышающих коэффициентов при начислении платы за коммунальные услуги при отсутствии приборов учета (индивидуальных и/или общедомовых). Попробуем разобраться в хитросплетениях закона и практики.
Впервые в законодательстве РФ упоминание о применении повышающих коэффициентов к нормативам потребления коммунальных услуг появилось, когда в пункт 31 Постановления Правительства РФ от 06.05.2011 N354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов» (далее – Правила 354) был внесен новый подпункт «у(1)», которым установлена обязанность Исполнителя коммунальных услуг (далее – ИКУ) «направлять средства, полученные в качестве разницы при расчете размера платы за коммунальные услуги с применением повышающих коэффициентов, на реализацию мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности». Указанный подпункт был внесен Постановлением Правительства РФ от 16.04.2013 N344 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам предоставления коммунальных услуг». Этим же Постановлением Правительство РФ внесло изменения в Правила установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденные ПП РФ от 23.05.2006 N306 (далее – Правила 306).
Правила 306 устанавливают непосредственно размер коэффициентов, а главное, устанавливают обязанность органов госвласти регионов утверждать норматив потребления того или иного коммунального ресурса с учетом коэффициента, т.е. власти должны утвердить норматив с повышением на коэффициент для тех домов и квартир, где есть техническая возможность установить прибор учета – индивидуальный (ИПУ) и/или общедомовой (ОПУ), но таковые приборы не установлены, и отдельно норматив для домов и квартир, где приборы не установлены по причине отсутствия технической возможности. Иными словами, для последних норматив не должен повышаться, поскольку сам по себе коэффициент является мерой воздействия и стимулирования потребителей устанавливать приборы учета на все виды ресурсов во исполнение законодательства об энергосбережении и энергоэффективности (ст. 11 – 12 Федерального закона от 23.11.2009 N261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»), а отсутствие приборов учета при отсутствии технической возможности их установки не является виной потребителя в неисполнении закона.
Указанные изменения в Правила 306 и Правила 354 вступили в силу еще с 1 июня 2013. Несмотря на это, субъекты РФ не спешили устанавливать указанные нормативы: либо не поняли закон, либо на него «наплевали», либо признали вопрос применения повышающих коэффициентов политическим, а политической воли для применения коэффициентов не хватило. Исполнители же коммунальных услуг ввиду отсутствия соответствующего норматива, учитывающего коэффициент, не могли «наказывать потребителей рублем». Однако, не все ИКУ это понимали. Очень сильно распространилась практика применения исполнителями коэффициентов через простое механическое умножение имеющегося норматива на коэффициент, что шло, конечно, в разрез с законодательством. В связи с многочисленными обращениями потребителей в надзорные органы, Минстроем России даны разъяснения по вопросам применения повышающих коэффициентов к нормативам потребления коммунальных услуг (Письмо Минстроя России от 18.03.2015 № 7288-ач/04 «Об отдельных вопросах, возникающих в связи с применением повышающих коэффициентов к нормативам потребления коммунальных услуг»). В частности, указано, что полномочиями по установлению нормативов потребления коммунальных услуг наделены только уполномоченные органы государственной власти субъектов РФ. В этой связи применение повышающих коэффициентов возможно исключительно путем установления нормативным правовым актом уполномоченного органа субъекта РФ соответствующего «повышенного норматива» потребления коммунальных услуг.
Кроме того, пункт 31 «у(1)» использовался только применительно к п. 60, 60(1), 60(2) Правил 354, что, по сути, сводило возможность применения коэффициентов только к тем случаям, когда потребитель имел прибор учета, но прибор вышел из строя, истек срок его эксплуатации, потребитель не допустил ИКУ к прибору для проверки показаний, не сдал показание прибора в установленный срок, а по истечении срока начисления услуги по среднемесячному потреблению, ИКУ начал расчет по нормативу. То есть, по смыслу Правил 354 коэффициент стимулирует потребителей, у которых уже есть прибор учета, но не устраняет указанные ситуации. Таким образом, Правила 354 входили в противоречие с Правилами 306 по целям применения коэффициентов и порядку их применения.
В июне этого года в Жилищный кодекс РФ были внесены изменения (Федеральный закон от 29.06.2015 N176-ФЗ «О внесении изменений в ЖК РФ и отдельные законодательные акты РФ»). Изменения вступили в силу 30.06.2015 (с момента опубликования закона). В части 1 статьи 157 ЖК РФ появилось предложение следующего содержания: «При расчете платы за коммунальные услуги для собственников помещений в многоквартирных домах, которые имеют установленную законодательством Российской Федерации обязанность по оснащению принадлежащих им помещений приборами учета используемых воды, электрической энергии и помещения которых не оснащены такими приборами учета, применяются повышающие коэффициенты к нормативу потребления соответствующего вида коммунальной услуги в размере и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации». Таким образом, с 30.06.2015 для применения коэффициентов не нужен нормативный правовой акт органа власти субъекта РФ, которым устанавливается норматив с учетом повышения. Достаточно умножить имеющийся общий норматив ресурса на коэффициент, предусмотренный Правилами 306.
Подведем промежуточные итоги. Для применения коэффициента с 30.06.2015 требуется выполнение условий:
1. Наличие норматива потребления коммунальной услуги (без коэффициента);
2. Отсутствие у потребителя прибора учета при наличии доказанной технической возможности его установить. Доказать можно только путем составления соответствующего акта. Форма акта, а также порядок его составления, а, главное, критерии наличия/отсутствия технической возможности установлены Приказом Минрегиона России от 29.12.2011 № 627 «Об утверждении критериев наличия (отсутствия) технической возможности установки индивидуального, общего (квартирного), коллективного (общедомового) приборов учета, а также формы акта обследования на предмет установления наличия (отсутствия) технической возможности установки таких приборов учета и порядка ее заполнения». Лицо, уполномоченное составлять такой акт, правовыми актами не определено, предполагается, что акт составляет ИКУ.
Следующая проблема касается использования коэффициента при начислении стоимости коммунальных услуг на общедомовые нужды (далее – ОДН). В соответствии с п. 60(1) Правил 354 «при отсутствии коллективного (общедомового) прибора учета холодной воды, горячей воды, электрической энергии и тепловой энергии (при наличии технической возможности установки таких приборов учета), а также по истечении указанного в "пункте 59(1)" настоящих Правил предельного количества расчетных периодов, за которые плата за коммунальную услугу, предоставленную на общедомовые нужды, определяется по данным, предусмотренным указанным пунктом, в случае если собственники помещений в многоквартирном доме не обеспечили в установленном порядке оснащение и (или) введение в эксплуатацию коллективного (общедомового) прибора учета используемого коммунального ресурса, плата за коммунальную услугу, предоставленную на общедомовые нужды за расчетный период, рассчитывается с применением повышающих коэффициентов, предусмотренных утвержденными Правительством Российской Федерации Правилами установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг.». Таким образом, при расчете стоимости КУ на ОДН исполнитель также применяет коэффициент, умножая его на норматив потребления ОДН. Чтобы не применять коэффициент, у ИКУ должен быть акт, составленный совместно с РСО, об отсутствии технической возможности установить ОПУ.
Все средства, полученные ИКУ от начисления коэффициента как при расчете платы жилым/нежилым помещениям, так и при расчете платы на ОДН, в виде разницы между начислением без коэффициента и с коэффициентом, должны расходоваться ИКУ «на реализацию мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности» (подпункт «у(1)» пункта 31 Правил 354). Нигде не указано, как часто должны проводиться указанные мероприятия, а также не ясно, а могут ли собранные средства от начислений коэффициента за коммунальную услугу «холодное водоснабжение» использоваться на мероприятия по энергосбережению в части электроснабжения многоквартирного дома. В данной ситуации, для ИКУ остается свобода действий.
Наиболее остро стоит проблема в домах, где нет ОПУ (при наличии технической возможности его установить), когда РСО начисляет плату за КУ на ОДН, также используя повышающий коэффициент. В такой ситуации, не ясно чем руководствуется РСО, ведь Правила 354, предусматривающие п. 60(1) и пп. «у(1)» п. 31, не распространяются на отношения РСО и ИКУ, а иных нормативных правовых актов, регулирующие начисление коэффициентов не существует. Кроме того, действия РСО незаконны, поскольку средства, собранные за счет коэффициента должны использоваться на мероприятия по энергосбережению и энергоэффективности. Тогда получается, что именно РСО и должны реализовывать эти мероприятия в доме, но это не возможно, поскольку домом управляет ИКУ и несет за него ответственность. Если РСО будут утверждать, что указанные мероприятия они планируют реализовывать на принадлежащих им внешних сетях ресурсоснабжения, то также будут неправы, поскольку деятельность РСО является регулируемой, а расходы на содержание и обслуживание сетей, в том числе инвестиционные расходы и расходы на энергосбережение, закладываются в тариф стоимости ресурса и не могут начисляться РСО сверх утвержденного тарифа (Постановление Правительства РФ от 22.10.2012 N 1075, Постановление Правительства РФ от 29.12.2011 N 1178, Постановление Правительства РФ от 13.05.2013 N 406).
Исходя из вышесказанного, можно порекомендовать исполнителям коммунальных услуг (УО, ТСЖ, ЖСК), столкнувшимся с проблемой применения повышающих коэффициентов РСО, написать в РСО запрос, на каком основании производится начисление с коэффициентом, и требовать перерасчета. Если РСО откажется производить перерасчет – обращаться в суд, доказывая, что начисления незаконные.
*** *** ***
ВНИМАНИЕ! Постановлением Правительства РФ от 29.06.2016 N603 изменен порядок применения повышающих коэффициентов. Разъяснения нового порядка применения повышающих коэффициентов к нормативам потребления коммунальных услуг в бесплатном видеоролике по ссылке > > >
Комментарии