8 800-700-60-58
бесплатный звонок по России
по рабочим дням с 8:00 до 18:00 МСК
Разработка уставов ТСЖ

07.12.2015 | Ограничение/приостановление предоставления КУ

03 ноября 2015 года президентом РФ подписан федеральный закон N307-ФЗ, которым в числе прочего внесены изменения в Кодекс РФ об административных правонарушениях, в частности, введена статья 9.22 «Нарушение порядка полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии, порядка ограничения и прекращения подачи тепловой энергии, правил ограничения подачи (поставки) и отбора газа либо порядка временного прекращения или ограничения водоснабжения, водоотведения, транспортировки воды и (или) сточных вод». Порядок приостановления/ограничения коммунальных услуг и до принятия закона от 03.11.2015 N307-ФЗ вызывал много вопросов, теперь количество таких вопросов возросло.
Эксперт Ольга Евгеньевна Яндыева проанализировала порядок ограничения/приостановления коммунальных услуг в нижеприведенной статье.

 

Порядок ограничения и приостановления предоставления коммунальных услуг при наличии задолженности по оплате коммунальных услуг

 

Порядок ограничения, приостановления предоставления коммунальных услуг в связи с их неполной оплатой регулируется разделом XI Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N354. Однако, несмотря на то, что такие возможности у исполнителя коммунальной услуги существуют с 2011 года, в реальности применить такие меры воздействия на должников на практике оказывается очень сложно.

Во-первых, возникает сложность с соблюдением процедуры ограничения/приостановления коммунальных услуг. ТСЖ и УО каким-то образом нужно добиться от должника получения (лично!) уведомлений о предстоящем отключении, а законодатель не предоставляет исполнителю права при невозможности уведомить должника лично (не получает почту, отказывается расписываться в получении) составить акт об отказе должника расписаться в получении уведомлений. Конечно, на практике такие акты составляются, но в большинстве случаев инспекции жилищного надзора и вслед за ними суды встают на защиту должника.

Кроме того, само понятие «неполная оплата» дает право начать процедуру ограничения/приостановления только тогда, когда задолженность превысит размер начислений за услугу более чем за 2 расчетных периода (месяца) по нормативу. Например, если в квартире индивидуальный прибор учета каждый месяц фиксирует потребление 5 кубов воды, в квартире проживают на законном основании 3 человека, к примеру, норматив потребления на одного человека 4 куба, значит, задолженность должна равняться в рублях стоимости 24 кубов (из расчета 3 чел. х 4 куба (норматив) х 2 месяца). Очевидно, что такую задолженность при неоплате в полном объеме потребления каждый месяц 5 кубов, квартира накопит за 5 месяцев.

Во-вторых, очередь любой исполнитель сталкивается с техническими проблемами, ведь среди разрешенных к ограничению услуг горячее водоснабжение сразу же отпадает, т.к. в большинстве домов (построенных в советское время) нет технической возможности отключить горячую воду не затрагивая права и интересы добросовестных потребителей, чьи квартиры расположены на одном стояке с должником. В отношении газоснабжения – ТСЖ и УО почти никогда не бывают исполнителями услуг по газу в квартире (в редких случаях ТСЖ и УО могут быть исполнителями в части использования газа для нужд отопления и подогрева воды, в таком случае отключение газа не возможно). Остается только отключение электричества.

Но теперь и отключение электричества тоже может стать проблемой.

В соответствии с федеральным законом от 03.11.2015 № 307-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с укреплением платежной дисциплины потребителей энергетических ресурсов» с 01 января 2016 в Кодексе РФ об административных правонарушениях вступает в силу статья 9.22. «Нарушение порядка полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии, порядка ограничения и прекращения подачи тепловой энергии, правил ограничения подачи (поставки) и отбора газа либо порядка временного прекращения или ограничения водоснабжения, водоотведения, транспортировки воды и (или) сточных вод». Часть 2 этой статьи вводит ответственность за нарушение процедуры ограничения режима потребления электрической энергии. Штраф на юридических лиц ни много ни мало от 100 до 200 тысяч рублей.

«2. Невыполнение сетевой организацией или иным лицом, обязанным осуществлять действия по введению ограничения или возобновлению режима потребления электрической энергии в отношении потребителя электрической энергии, требований о введении такого ограничения (за исключением требований о введении ограничения режима потребления электрической энергии в целях предотвращения или ликвидации аварийного электроэнергетического режима) или требований о выполнении организационно-технических мероприятий, которые необходимы для возобновления снабжения электрической энергией потребителя, предъявленных в соответствии с установленным законодательством об электроэнергетике порядком полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии, при отсутствии предусмотренных указанным порядком обстоятельств, препятствующих введению такого ограничения или возобновлению режима потребления электрической энергии, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до ста тысяч рублей или дисквалификацию на срок от двух до трех лет; на юридических лиц - от ста тысяч до двухсот тысяч рублей».

На первый взгляд, кажется, что статья распространяется на действия ТСЖ/ЖСК/УК по ограничению/приостановлению коммунальной услуги электроснабжения в связи с наличием долга. Однако, в статье есть ряд неопределенностей:

- в статье говорится о лице, обязанном осуществлять действия по введению ограничения или возобновлению режима потребления электрической энергии. Однако, ограничивать/приостанавливать предоставление электроснабжения это право, а не обязанность исполнителя. У ТСЖ/ЖСК/УО существует обязанность только по возобновлению потребления в случае погашения задолженности (в течение 2х суток с момента полной оплаты);

- в статье говорится о том, что обязанное лицо нарушает требования о введении ограничения или требования о выполнении организационно-технических мероприятий, которые необходимы для возобновления снабжения электрической энергией потребителя, и эти требования предъявляются «законодательством об электроэнергетике порядком полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии». В отношениях потребитель и исполнитель коммунальных услуг требования к ограничению/приостановлению предоставления коммунальной услуги предусмотрены ПП РФ 354, которое не является частью законодательства об электроэнергетике. Указанное постановление является частью жилищного законодательства;

- в статье говорится о полном или частичном ограничении режима потребления электрической энергии, в то время как жилищное законодательство не содержит таких понятий. В соответствии с ПП РФ 354 происходит либо ограничение (то есть уменьшение количества потребляемого ресурса), либо приостановление (полное прекращение предоставления коммунальной услуги, т.е. ее отключение). По сути, эти понятия идентичны, но разное законодательство (жилищное и законодательство об электроэнергетике) дает разное наименование процессов, и формально ст. 9.22. КоАП РФ не может применяться к жилищным правоотношениям.

Таким образом, имеется достаточное количество доводов не применять ст. 9.22. КоАП РФ к отношениям исполнителя коммунальной услуги и потребителя, однако, никто не может дать гарантий, что правоприменители не посчитают возможным применять указанную статью к ТСЖ/ЖСК/УК по аналогии. Тогда у ТСЖ/ЖСК/УО будут не только организационные и технические сложности применения главы XIПП РФ 354, но и опасность получить штраф за любое нарушение процедуры (например, составление акта об отказе потребителя расписываться в получении уведомления). В связи с изложенным, очередной закон, принятый «в связи с укреплением платежной дисциплины потребителей энергетических ресурсов», так и не достигнет своей цели.

 

Подробный Порядок ограничения/приостановления предоставления коммунальных услуг можно скачать здесь.

 

 

 

Понравилась статья?
Оформите подписку, чтобы узнавать об актуальных статьях и важнейших новостях ЖКХ.
Наверх