04.10.2016 | Анализ ответов Минстроя
Как ранее было обещано, АКАТО публикует анализ писем Минстроя, содержащих разъяснения вопросов применения ПП РФ от 29.06.2016 N603. В настоящей статье проводится анализ ответов Минстроя на запросы АКАТО от 08.08.2016 и от 11.08.2016.
В рамках настоящей публикации используются сокращения:
Правила 354 — Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденные ПП РФ от 06.05.2011 N354;
Правила 124 — Правила обязательные при заключении договоров снабжения коммунальными ресурсами для целей оказания коммунальных услуг, утвержденные ПП РФ от 14.02.2012 N124;
КУ — коммунальная услуга, коммунальные услуги;
ИКУ — исполнитель коммунальных услуг;
РСО — ресурсоснабжающая организация;
ГВС — горячее водоснабжение;
ОДН — общедомовые нужды;
МКД — многоквартирный дом;
ОПУ — общедомовой прибор учета.
Если резюмировать, то в запросе АКАТО от 11.08.2016 ставились следующие вопросы:
1. При расчете платы за какие коммунальные услуги применяются повышающие коэффициенты?
2. Почему при расчете стоимости ГВС повышающий коэффициент применяется только к стоимости одного компонента (теплоноситель) и не применяется к стоимости второго (тепло)?
3. Применяются ли повышающие коэффициенты при расчете стоимости КУ на ОДН?
4. Почему в противоречие с ЖК РФ Правила 354 и Правила 124 содержат норму о применении повышающего коэффициента при расчете стоимости отопления?
5. Какова правовая природа/целевое назначение средств от применения повышающих коэффициентов? Если для ИКУ такое назначение установлено подпунктом «у(1)» пункта 31 Правил 354, то для РСО таких норм нет — означает ли такое положение вещей обязанность РСО передавать исполнителю средства от применения повышающих коэффициентов?
Ответ Минстроя на указанный запрос содержит неконкретные расплывчатые формулировки и заданные вопросы по существу не разъясняет. Минстрой называет повышающие коэффициенты «повышающими коэффициентами к нормативам потребления», и это обстоятельство важно отметить не только в связи с тем, что действующее законодательство не содержит применяемого Минстроем термина, но и по причине наличия принципиальной разницы между «повышающим коэффициентом к нормативу» и «повышающим коэффициентом», применяемым при расчете платы.
В чем эта разница?
Необходимо отметить, что до вступления в силу ПП РФ от 29.06.2016 N603 повышающие коэффициенты применялись именно к нормативам потребления коммунальных услуг, тем самым увеличивая объем потребления. А поскольку размер платы за коммунальный ресурс, подлежащий оплате в пользу ресурсоснабжающей организации (РСО), равен произведению установленного тарифа на объем потребленного ресурса (либо определенный по приборам учета, либо по нормативам потребления), «повышенный норматив» (норматив с применением повышающего коэффициента) мог учитываться в объеме поставленного РСО коммунального ресурса. Теперь же повышающий коэффициент применяется при расчете размера платы, то есть средства от применения повышающего коэффициента не могут учитываться в объеме коммунального ресурса. И если для исполнителя коммунальных услуг эти средства имеют целевой характер (подпункт «у(1)» пункта 31 Правил 354), то для РСО, по стойкому убеждению автора настоящей статьи, средства от применения повышающего коэффициента являются ничем иным, как неосновательным обогащением.
В целом, можно отметить несколько имеющих существенное значение моментов в письме Минстроя (в скобках приводятся комментарии автора настоящей статьи):
1. Повышающий коэффициент применяется именно к нормативам потребления коммунальных услуг (как уже указывалась выше, позиция ошибочная или, как минимум, устаревшая);
2. Компонент на холодную воду, предназначенную для подогрева в целях предоставления коммунальной услуги по ГВС самостоятельной услугой не является, поэтому именно при расчете стоимости этого компонента ГВС применяется повышающий коэффициент (весьма загадочная формулировка, которую сложно комментировать);
3. Если МКД не оборудован ОПУ, то все средства, предъявляемые потребителям за потребленные коммунальные услуги — как с применением коэффициентов, так и без их применения — оплачиваются в пользу РСО в полном объеме (если считать, что коэффициент применяется именно к нормативам, то, возможно, такой порядок и был бы правильным, но повышающий коэффициент применяется вовсе не к нормативам, а при расчете платы за КУ);
4. Если МКД оборудован ОПУ, то ИКУ рассчитывается с РСО по этому ОПУ, при этом средства от применения повышающих коэффициентов ИКУ расходует на мероприятия по энергоэффективности в соответствии с подпунктом «у(1)» пункта 31 Правил 354. Исключением являются ситуации, в которых исполнителем является РСО — в этом случае РСО получает средства от применения повышающих коэффициентов в свою пользу, никаких мероприятий по энергоэффективности РСО проводить не обязана (очень интересная позиция — если средства от применения повышающего коэффициента получает ИКУ, то они имеют целевое назначение, если же эти средства попали к РСО, то они просто присваиваются РСО);
5. Средства от применения повышающих коэффициентов, полученные в пользу РСО, независимо от наличия/отсутствия ОПУ, учитываются РСО в объеме реализации коммунальных ресурсов (поскольку вопреки мнению Минстроя применение повышающего коэффициента не влияет на объем потребленного коммунального ресурса, присвоение РСО средств от применения такого коэффициента представляется попросту неосновательным обогащением);
6. Письма Минстроя не содержат правовых норм, содержащиеся в них предписания не могут рассматриваться в качестве общеобязательных государственных предписаний (этот факт уже является общеизвестным).
На запрос АКАТО от 08.08.2016 Минстрой попросту не ответил, сославшись на некие разъяснения на официальном сайте Минстроя (без указания реквизитов документа, которым даны разъяснения). После дополнительных уточнений удалось выяснить, что такими разъяснениями Минстрой считает свое письмо от 02.09.2016 N28483-АЧ/04, которое будет проанализировано в одной из следующих публикаций на сайте АКАТО.
Комментарии