8 800-700-60-58
бесплатный звонок по России
по рабочим дням с 8:00 до 18:00 МСК
Видеозапись Онлайн-кассы

04.03.2015 | Электронная отчетность в ЖКХ

Уже не первый год органы власти расширяют перечень обязанностей исполнителей коммунальных услуг по подготовке различного рода электронных отчётов, размещения различной информации на специальных сайтах в информационно-телекоммуникационной сети Интернет. Совсем недавно заработала в тестовом режиме Государственная информационная система жилищно-коммунального хозяйства, создание которой регламентировано Федеральным законом от 21.07.2014 N 209-ФЗ.

 

Все интересующиеся ГИС ЖКХ, могут посмотреть эту систему (работающую пока в тестовом режиме) по ссылке: http://dom.gosuslugi.ru

Впрочем, в этой статье хотелось бы обратить внимание на некоторые технические моменты взаимодействия исполнителей КУ с различными сайтами и органами, куда необходимо направлять те или иные сведения в электронном виде.

 

Электронные паспорта МКД

На сайте «АКАТО» уже размещалась статья об электронных паспортах и видеофрагмент с комментариями эксперта по этому вопросу.

Не будем повторяться, но отметим следующий существенный момент: согласно абзацу 2 пункта 4 ПП РФ от 28.12.2012 №1468 «Информация предоставляется в форме электронного документа, подписывается лицом, имеющим право действовать без доверенности от имени организации, либо лицом, уполномоченным на подписание указанного документа доверенностью, с использованием усиленной квалифицированной электронной подписи путем заполнения электронного паспорта многоквартирного дома или электронного паспорта жилого дома, формы которых устанавливаются Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации».

Необходимо заметить, что Постановление Правительства РФ N1468, регламентирующее порядок предоставления органам местного самоуправления информации лицами, осуществляющими поставки ресурсов, необходимых для предоставления коммунальных услуг, и (или) оказывающими коммунальные услуги в многоквартирных и жилых домах либо услуги (работы) по содержанию и ремонту общего имущества собственников помещений в многоквартирных домах, принято 28 декабря 2012 года, то есть уже больше двух лет назад. И органы местного самоуправления в любой момент могут потребовать у исполнителей КУ предоставить электронные паспорта, подписанные той самой усиленной квалифицированной электронной подписью. А ведь у многих ТСЖ и УО еще ни электронных паспортов, ни электронных подписей нет.

 

Владельцы спецсчетов

Как известно, в соответствии с п.3 ст.170 ЖК РФ, в качестве одного из способов формирования фонда капитального ремонта собственники помещений могут выбрать перечисление взносов на капитальный ремонт на специальный счёт.

При этом владельцами спецсчетов могут являться ТСЖ, ЖСК, ЖК, управляющие организации или региональный оператор.

Согласно пункту 3 статьи 172 ЖК РФ «владелец специального счета обязан представлять в орган государственного жилищного надзора в порядке и в сроки, которые установлены законом субъекта Российской Федерации, сведения о поступлении взносов на капитальный ремонт от собственников помещений в многоквартирном доме, о размере остатка средств на специальном счете».

В настоящее время подавляющее число субъектов РФ принимают правовые акты, согласно которым указанные сведения должны предоставляться в ГЖИ в электронном виде. Разумеется, электронные документы должны быть подписаны. А с учётом того, что речь идёт о денежных средствах, собираемых с собственников помещений во исполнение федерального законодательства, в качестве подписи многие субъекты РФ обязывают использовать усиленную квалифицированную электронную подпись.

Например, ГЖИ Санкт-Петербурга Распоряжением от 24 марта 2014 г. N 20-р (изданным во исполнение части 4 статьи 172 ЖК РФ, частей 1 - 3 статьи 4 Закона Санкт-Петербурга от 11.12.2013 № 690-120 «О капитальном ремонте общего имущества в многоквартирных домах в Санкт-Петербурге») уже обязала владельцев специальных счетов ежеквартально, до 15 числа месяца, следующего за отчетным кварталом, представлять в Инспекцию в электронной форме заверенные электронной подписью документы, подтверждающие сведения о поступлении взносов на капитальный ремонт от собственников помещений в многоквартирном доме, о размере остатка средств на специальном счете. Как установлено в указанном Распоряжении, «сведения, предоставляемые по формам, утвержденным приложениями N 4, N 5 (к Распоряжению - прим. автора), должны быть выполнены в виде файла (файлов) в формате, полностью совместимом с программой Microsoft Excel 2010. Файл (файлы) должен быть вложен в сообщение программы Microsoft Outlook, данное сообщение должно быть подписано электронной подписью, используя программу Microsoft Outlook, и отправлено на адрес электронной почты: kapremont@gzhi.gov.spb.ru, используя программу Microsoft Outlook. Программа Microsoft Outlook должна быть настроена таким образом, чтобы сертификат ключа проверки электронной подписи передавался вместе с сообщением Microsoft Outlook, что является настройкой по умолчанию данной программы», «в качестве электронной подписи должна использоваться усиленная электронная подпись, имеющая сертификат ключа проверки электронной подписи юридического лица, выданный удостоверяющим центром в соответствии с Федеральным законом от 06.04.2011 № 63-ФЗ "Об электронной подписи"».

Тут же необходимо напомнить об ответственности владельцев спецсчетов: в соответствии со ст. 19.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях, если владелец специального счета не предоставит отчетность или предоставит ее с нарушением сроков, то ему грозит наложение административного штрафа размером до пяти тысяч рублей. Отметим, что первая отчетность от владельцев спецсчетов Санкт-Петербурга должна была быть представлена в ГЖИ до 15.01.2015г.

 

Электронная отчетность

Несмотря на наличие довольно большого числа негативных мнений, якобы электронная отчётность неудобна, обязанность подготовки электронных документов вызывает необходимость дополнительного обучения специалистов, да и вообще «компьютеры – вещь ненадёжная», электронная отчётность (по крайней мере, при правильно выбранном программном обеспечении ПК и надёжной работе сайта принимающей отчётность инстанции) обладает рядом преимуществ:

1. Отсутствует зависимость от режима работы контролирующих органов, система работает круглосуточно без выходных.

2. Снижается вероятность ошибок: перед отправкой каждый отчет проходит контроль на правильность заполнения.

3. Есть возможность контроля за процессом прохождения отчетности – Вы получаете подтверждающие документы.

4. Повышение квалификации и профессиональный рост специалиста, освоившего новые технологии.

Ну и, конечно же, если обязанность именно электронной отчётности установлена правовыми актами, такую обязанность необходимо исполнять, независимо от отношения исполнителя к этой обязанности. А согласно действующему законодательству РФ, ряд организаций подпадает под обязательное представление отчетности в электронном виде.

При работе с электронными формами отчётности необходимо выбрать систему электронного документооборота. Например, одной из самых распространённых в России является «Контур-Экстерн» - система защищенного документооборота, позволяющая организациям осуществлять обмен юридически значимыми электронными документами с контролирующими органами, принимающими отчетность по телекоммуникационным каналам связи, в том числе с такими, как Федеральная налоговая служба (ФНС), Пенсионный фонд России (ПФР), Федеральная служба государственной статистики (Росстат), Фонд социального страхования (ФСС). Указанной системой пользуются уже более миллиона организаций в России. «Контур-Экстерн» обладает рядом существенных преимуществ перед другими системами. Подключиться к «Контур-Экстерн» можно здесь.

 

Электронная подпись

Необходимо обратить внимание на то, что усиленная квалифицированная подпись может потребоваться для работы в нескольких системах защищенного документооборота. Это не значит, что для каждой из систем необходима отдельная подпись. Одна электронная подпись может использоваться при работе с несколькими видами электронных документов. Поэтому при выборе такой подписи необходимо сразу принимать решение о том, для каких целей эта подпись будет использоваться.

Электронную подпись рекомендуется изготавливать на руководителя организации. В сертификате ключа электронной подписи должен быть указан тот же адрес электронной почты, с которого будут направляться сведения в соответствующую инстанцию.

Для изготовления усиленной квалифицированной подписи необходимо использовать сертифицированное по требованиям безопасности программное средство, позволяющее подписывать, зашифровывать и расшифровывать электронные документы (КриптоПро CSP). Есть годовые и бессрочные лицензии (при заказе годовой лицензии через год работы потребуется покупка новой лицензии).

Если говорить о конкретных изготовителях усиленных квалифицированных электронных подписей, то такими изготовителями должны являться специализированные аккредитованные удостоверяющие Центры.

В частности, организациям Санкт-Петербурга и Ленинградской области можно порекомендовать обращаться по вопросу изготовления электронных подписей в ФГУП «ЦентрИнформ». Указанное предприятие является аккредитованным удостоверяющим центром, специалисты которого изготовят усиленную квалифицированную электронную подпись в минимальные сроки по оптимальной цене. Заявку на изготовление подписи можно направить в электронном виде.

 

Прогнозы

В заключение статьи можно лишь добавить, что объём электронного документооборота будет неизбежно расти, и пользователи этого документооборота (независимо от их желания) вынуждены будут использовать «высокие технологии», изучать компьютерную технику, программное обеспечение и надлежащим образом оборудовать свои рабочие места, в том числе приобретать или разрабатывать специальные программные и технические средства, одним из которых является усиленная квалифицированная электронная подпись.

Понравилась статья?
Оформите подписку, чтобы узнавать об актуальных статьях и важнейших новостях ЖКХ.
Наверх