8 800-700-60-58
бесплатный звонок по России
по рабочим дням с 8:00 до 18:00 МСК
Уставы ТСЖ и ЖСК

07.08.2017 | Суды о теплоэнергии в составе ГВС

Ранее на сайте АКАТО была опубликована статья, содержащая разъяснения порядка определения стоимости компонента на тепловую энергию, используемую на подогрев холодной воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению (ГВС), при расчетах исполнителей коммунальных услуг с ресурсоснабжающими организациями. В статье в числе прочего были рассмотрены Решение АС Московской области от 12.12.2016 по делу № А41-18008/16 и Постановление 10 ААС от 17.04.2017 № 10АП-805/2017 по делу № А41-18008/16, принятое по результатам рассмотрения апелляционной жалобы на Решение АС Московской области. На момент публикации статьи дело находилось на рассмотрении в суде кассационной инстанции. 31 июля 2017 года Арбитражный суд Московского округа принял Постановление по результатам рассмотрения кассационной жалобы на указанные ранее судебные акты.

 

Стоимость теплоэнергии в составе ГВС

Постановлением Правительства РФ от 14.02.2015 № 129 в целях регулирования порядка применения двухкомпонентных тарифов на горячую воду внесены изменения в ПП РФ от 06.05.2011 № 354 и ПП РФ от 23.05.2006 № 306. Согласно внесенным поправкам при установлении двухкомпонентных тарифов на ГВС «размер платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению рассчитывается исходя из суммы стоимости компонента на холодную воду, предназначенную для подогрева в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, и стоимости компонента на тепловую энергию, используемую на подогрев холодной воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению» (абзац 6 пункта 38 Правил 354), при этом уполномоченный орган субъекта РФ «устанавливает норматив расхода тепловой энергии, используемой на подогрев холодной воды для предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению» (пункт 32(1) Правил 306).

В подавляющем числе случаев ресурсоснабжающие организации (РСО), предъявляющие к оплате исполнителям коммунальных услуг (ИКУ) стоимость теплоэнергии в составе ГВС, полагают, что приведенные нормы регулируют исключительно отношения между исполнителями и потребителями услуг и не подлежат применению в правоотношениях ИКУ с РСО. В случае наличия общедомового прибора учета (ОПУ), измеряющего как объем потребленной всем многоквартирным домом горячей воды, так и количества теплоэнергии, затраченной на подогрев этой воды, РСО полагают правильным предъявлять к оплате ИКУ объем теплоэнергии, определенный по показаниям ОПУ. В обоснование своей позиции РСО обычно ссылаются на часть 1 статьи 544 ГК РФ («Оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии…») и другие нормы гражданского законодательства РФ.

Необходимо отметить, что часть 1 статьи 544 ГК РФ устанавливает: «Оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон».

В рассматриваемом случае как раз-таки иной порядок расчета установлен жилищным законодательством РФ, которое в силу части 1 статьи 4 Федерального закона от 29.12.2004 № 189-ФЗ и части 8 статьи 5 ЖК РФ, имеет высший приоритет.

Правительством РФ принято Постановление от 28.03.2012 № 253, подпункт «б» пункта 2 которого устанавливает:
«2. Установить, что требования, утвержденные настоящим постановлением:

б) применяются к отношениям, вытекающим из договоров поставки ресурсов, необходимых для предоставления коммунальных услуг, заключенных управляющими организациями, товариществами собственников жилья, жилищно-строительными, жилищными кооперативами и иными специализированными потребительскими кооперативами с ресурсоснабжающими организациями до вступления в силу требований, утвержденных настоящим постановлением, в части прав и обязанностей, которые возникнут после вступления в силу этих требований
».

Указанным Постановлением утверждены Требования к осуществлению расчетов за ресурсы, необходимые для предоставления коммунальных услуг, пункт 4 которых устанавливает: «4. Поступившие исполнителю от потребителей в счет оплаты коммунальных услуг денежные средства, подлежащие перечислению в пользу ресурсоснабжающих организаций и регионального оператора (далее — платежи потребителей), перечисляются этим организациям способами, которые определены в договоре ресурсоснабжения, договоре на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами и которые не противоречат законодательству Российской Федерации».

Исходя из приведенной нормы оплата коммунальных ресурсов исполнителем коммунальной услуги в пользу соответствующей ресурсоснабжающей организации осуществляется именно из средств, поступивших исполнителю от потребителей в счет оплаты коммунальной услуги.

Абзац 2 пункта 13 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных ПП РФ от 06.05.2011 № 354 (далее — Правила 354) устанавливает: «Условия договоров о приобретении коммунальных ресурсов в целях использования таких ресурсов для предоставления коммунальных услуг потребителям определяются с учетом настоящих Правил и иных нормативных правовых актов Российской Федерации».

Приведенные нормы коррелируются с Определением ВАС РФ от 30.05.2014 № ВАС-6046/14: «Обязательства компании перед ресурсоснабжающей организацией не могут быть большими, чем обязательства собственников и пользователей помещений многоквартирного жилого дома перед управляющей организацией по расчетам за поставленный ресурс (за исключением случаев, специально предусмотренных законом)».

Исходя из приведенных норм объем теплоэнергии в составе ГВС, подлежащий оплате ИКУ в пользу РСО, должен рассчитываться в соответствии с Правилами 354 и должен быть равен объему теплоэнергии в составе ГВС, подлежащему оплате потребителями в пользу ИКУ. В соответствии с пунктом 42 Правил № 354 в случае установления двухкомпонентных тарифов на горячую воду размер платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению, предоставленную потребителю за расчетный период в жилом помещении, оборудованном индивидуальным или общим (квартирным) прибором учета, определяется в соответствии с формулой 23 приложения № 2 к Правилам 354 исходя из показаний приборов учета горячей воды и норматива расхода тепловой энергии, используемой на подогрев воды, а при отсутствии такого прибора учета — исходя из норматива потребления горячей воды и норматива расхода тепловой энергии, используемой на подогрев воды

 

Что установили суды?

В ранее опубликованной на сайте АКАТО статье «Стоимость компонента “теплоэнергия” в составе ГВС» процитированы судебные акты, подтверждающие приведенную выше позицию. Указанные судебные акты были обжалованы в кассационном порядке, и 31 июля 2017 Арбитражный суд Московского округа принял Постановление по делу № А41-18008/2016, которым поддержал мнение нижестоящих судов, оставив обжалуемые судебные акты в силе. Суд указал:

«Независимо от наличия коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии в системе горячего водоснабжения многоквартирного дома, независимо от системы теплоснабжения (горячего водоснабжения) (открытая или закрытая), а также независимо от периода времени года (отопительный или неотопительный), количество тепловой энергии, использованной на подогрев воды, определяется по установленным в предусмотренном законодательством порядке нормативам расхода тепловой энергии на подогрев воды для целей горячего водоснабжения.

Согласно подпунктам «г», «е» пункта 17 Правил № 124, порядок определения объемов поставляемого коммунального ресурса, порядок оплаты коммунального ресурса являются существенными условиями договора ресурсоснабжения. При этом во взаимосвязи с требованиями Правил № 124 при заключении договора ресурсоснабжения подлежат применению также «Требования при осуществлении расчетов за ресурсы, необходимые для предоставления коммунальных услуг», утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 28 марта 2012 г. № 253. Пунктом 4 Требований установлено, что в пользу ресурсоснабжающих организаций подлежат перечислению денежные средства, поступившие исполнителю от потребителей в счет оплаты именно коммунальных услуг. При этом пунктом 5 Требований предусмотрено, что размер платежа исполнителя коммунальной услуги, причитающегося к перечислению в пользу ресурсоснабжающей организации, поставляющей конкретный вид ресурса, определяется в зависимости от оплаты потребителем соответствующей коммунальной услуги в полном размере, указанном в платежном документе, либо при частичной оплате, что в полной мере корреспондирует с указанными выше нормами Правил № 124. На основании вышеуказанного, размер платежа исполнителя коммунальной услуги в пользу ресурсоснабжающей организации подлежит определению с учетом количества денежных средств, поступивших от потребителей коммунальных услуг, а также с учетом объемов коммунальных ресурсов в случае поставки ресурсоснабжающей организацией коммунального ресурса ненадлежащего качества или с перерывами, превышающими установленную продолжительность. Кроме того, управляющие организации (товарищества, кооперативы), являясь исполнителями коммунальных услуг в многоквартирном доме, приобретают у ресурсоснабжающих организаций коммунальный ресурс не для перепродажи, а для предоставления соответствующей коммунальной услуги потребителям и оплачивают потребленный в таком многоквартирном доме объем коммунального ресурса из платежей, поступивших от потребителей за коммунальную услугу. При таком положении размер платы за коммунальный ресурс по договору ресурсоснабжения должен быть равен размеру платы за коммунальную услугу, оплачиваемую всеми потребителями коммунальных услуг в соответствии с Правилами их предоставления. Учитывая изложенное, вне зависимости от договоренности стороны обязаны следовать императивным нормам, которые регулируют порядок расчетов за оказанные коммунальные услуги. С учетом изложенного, при заключении договора ресурсоснабжения с лицами, осуществляющими управление многоквартирным домом, и установления в нем условий, в том числе регламентирующих порядок прекращения поставки соответствующего вида коммунального ресурса в многоквартирный дом, необходимо в первую очередь руководствоваться нормами жилищного законодательства, в частности, Правил № 124 с учетом положений Правил № 354. Пунктом 5 Требований установлено, что размер платежа исполнителя, причитающегося к перечислению в пользу ресурсоснабжающей организации, поставляющей конкретный вид ресурса, определяется в размере указанной в платежном документе платы за конкретную коммунальную услугу, начисленной потребителю за данный расчетный период в соответствии с Правилами № 354 (при оплате потребителем в полном объеме), а при оплате потребителем не в полном объеме — размере, пропорциональном размеру платы за конкретную коммунальную услугу в общем размере указанных в платежном документе платежей за работы и услуги, выполненные (предоставленные) за данный расчетный период».

 

Аналогичную позицию занял Арбитражный суд Волго-Вятского округа, указав в Постановлении арбитражного суда кассационной инстанции от 21.04.2017 по делу № А28-3436/2016:

«Изучив материалы дела и доводы кассационной жалобы, суд кассационной инстанции принял постановление на основании следующего.

Согласно статье 544 Гражданского кодекса Российской Федерации оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон. Порядок расчетов за энергию определяется законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.

Вопросы ценообразования и установления нормативов потребления в сфере горячего водоснабжения, в частности осуществляемого с использованием закрытых систем водоснабжения, регулируются Законом № 416-ФЗ.

В силу части 9 статьи 32 Закон № 416-ФЗ (в редакции, действующей с 30.06.2014) тарифы в сфере горячего водоснабжения могут быть установлены в виде двухкомпонентных тарифов с использованием компонента на холодную воду и компонента на тепловую энергию в порядке, определенном Основами ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденными Правительством Российской Федерации.

Размер платы за коммунальные услуги, предусмотренные частью 4 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации, рассчитывается по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном федеральным законом.

В соответствии с частью 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Порядок расчета размера платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению в случае установления двухкомпонентных тарифов, исходя из суммы стоимости компонента на холодную воду, предназначенную для подогрева в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, и стоимости компонента на тепловую энергию, используемую на подогрев холодной воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, установлен в абзаце 6 пункта 38 Правил № 354.

В соответствии с пунктом 42 Правил № 354 (в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 14.02.2015 № 129 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам применения двухкомпонентных тарифов на горячую воду») размер платы за коммунальную услугу, предоставленную потребителю в жилом помещении, оборудованном индивидуальным или общим (квартирным) прибором учета, за исключением платы за коммунальную услугу по отоплению, определяется в соответствии с формулой 1 приложения № 2 к настоящим Правилам исходя из показаний такого прибора учета за расчетный период. В случае установления двухкомпонентных тарифов на горячую воду размер платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению, предоставленную потребителю за расчетный период в жилом помещении, определяется в соответствии с формулой 23 приложения № 2 к настоящим Правилам исходя из показаний приборов учета горячей воды.

При этом из пункта 26 приложения № 2 к Правилам № 354 следует, что для применения формулы 23 необходимо использовать утвержденный норматив расхода тепловой энергии, используемой на подогрев воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению.

Таким образом, расчет размера платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению, предоставленную потребителю в помещении и на общедомовые нужды, в случае установления двухкомпонентных тарифов на горячую воду осуществляется исходя из норматива расхода тепловой энергии, используемой на подогрев воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, и не зависит от наличия коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии,

С учетом изложенного суды пришли к правомерному выводу об определении размера платы за тепловую энергию, используемую для подогрева воды, на основании пункта 42 Правил № 354, с учетом количества потребленной горячей воды и утвержденного норматива расхода тепловой энергии, используемой на подогрев воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению».

 

Скачать Постановление АС Волго-Вятского округа от 21.04.2017 по делу № А28-3436/2016 > > >

Скачать Постановление АС Московского округа от 31.07.2017 по делу № А41-18008/2016 > > >

Понравилась статья?
Оформите подписку, чтобы узнавать об актуальных статьях и важнейших новостях ЖКХ.

Комментарии

2017-08-29 11:32
Внимательно прочитал дуэль Дмитрия Нифонтова и Сергея. Позиция Сергея - "от сохи", он приводит факты конкретно по ситуации и с ним невозможно не согласиться. Дмитрий ссылается на НПА, но не может объяснить: откуда "вылезает" стоимость 1 м3 ГВС в заоблачные рубли??? Более того: расчеты РЭК при отсутствии ОДПУ очень даже конкретные: отопление= 0,163 Гкал /м2, ГВС = 0,054 Гкал /м3 + тариф на 1м3 ХВС. Более того: никто из авторов не поясняет: каким образом исполняется СНиП и ГОСТ по обеспечению температуры 25 градС в ванной и туалетной комнате??? У соседнего ТСЖ эти "начисления" от 260 до 320 руб/м3 ГВС "замордовали" всех: от прокуратуры до суда, при этом - тариф на отопление 14 руб/м2, т.е. в "наваре" собственники которые минимально потребляют или вообще не потребляют ГВС. 1 PS: Уважаемый Дмитрий, я могу на Вашу почту сбросить учетные данные коммерческого прибора учета МТКС за год, попробуйте сделать расчет, не выходя за тарифы РЭК. 2 PS: Мнение АС и ВС авторитетно, но как можно отнести краны на ответвлении от стояков в квартире Собственника к ОДИ, привязав его к смесителю влияющего на водоснабжение во всем МКД (т.е "обслуживает" более 2 помещений) - загадка!
2017-08-18 17:43
А почему арбитражный суд руководствовался только применением норматива расхода тепловой энергии при применении формулы 23 пункта 26 приложения N 2 к Правилам N 354. Ведь те же правила N 354 раздел I - Общие положения, п. 2. - Понятия, используемые в настоящих Правилах, означают следующее: 1. Тепловая энергия - это коммунальный ресурс; 2. Коммунальный ресурс - это коммунальная услуга. Значит можно сделать вывод: норматив тепловой энергии это и есть норматив потребления коммунальной услуги, и он применяется для расчета при отсутствии приборов учета. И выводы арбитражного суда «Таким образом, расчет размера платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению, предоставленную потребителю в помещении и на общедомовые нужды, в случае установления двухкомпонентных тарифов на горячую воду осуществляется исходя из норматива расхода тепловой энергии, используемой на подогрев воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, и не зависит от наличия коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии,…», рассмотрены не всесторонне. А пункт 42 ПП РФ N 354 абзац 1 (в ред. Постановлений Правительства РФ от 16.04.2013 N 344, от 14.02.2015 N 129) и абзац 2 (в ред. Постановлений Правительства РФ от 14.02.2015 N 129, от 26.12.2016 N 1498) противоречат друг другу, ссылаясь на одну и ту же формулу 23, где объем (количество) тепловой энергии представлен только расчетом с утвержденным нормативом тепловой энергии. Значит при расчете размера платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению, должен применяться ЖК РФ ч. 1 ст. 157 по показаниям коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии, согласно п. 5 ст. 3 ГК РФ.
Добрый день! Подскажите...мы Управляшка, отказываемся принимать к оплате объем Гкал на ГВС сверх установленного на территории норматива. РСО настаивает на предъявлении объема Гкал, ссылаясь на наличие показаний ОДПУ и Постановление АС уральского округа № Ф09-9846/16 от 17.11.2016
2017-08-08 15:10
Если в доме стоит ОДПУ на гор. воду, то он меряет кол=во гор.воды , израсходованной в доме , в куб.м и в Гкал. Опыт показал, что летом на подогрев 1 куб. м воды уходит количества тепла в Гкал меньше НОРМАТИВА расходования тепла на подогрев, а зимой наоборот - меньше норматива. А с собственников , при двухкомпонентной системе оплаты Г,В,С, УО будет начислять плату по НОРМАТИВУ круглый год. Возникнет сезонный недобор или перебор денег с собственников за гор.воду по сравнению с оплатой в РСО по ОДПУ! Как его "компенсировать",
Комментарии для сайта Cackle
Наверх