8 800-302-40-65
бесплатный звонок по России
по рабочим дням с 8:00 до 18:00 МСК
Новые видеозаписи

22.04.2017 | Минстрой дал новые разъяснения про КУ на ОДН

Минстрой России в очередной раз разъяснил порядок включения стоимости «коммунальных услуг на общедомовые нужды» (далее — КУ на ОДН), теперь именуемых «коммунальные ресурсы, используемые в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме» (далее — КР на СОИ). Напомним — ранее разъяснения указанного вопроса давались письмами Минстроя от 30.12.2016 N45099-АЧ/04 и от 14.02.2017 N4275-АЧ/04. Очередное разъяснение дано письмом от 11.04.2017 N 12368-АЧ/04.

 

Позиция Минстроя, изложенная в письме от 11.04.2017 N 12368-АЧ/04

1. Минстрой указывает, что размер расходов на «коммунальные ресурсы, используемые в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме» в составе платы за содержание жилого помещения надлежит определять исходя из фактического потребления коммунальных указанных ресурсов, определенного по показаниям коллективного (общедомового) прибора учета коммунального ресурса, в случаях:
- если объем коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества, рассчитанный по показаниям таких приборов учета, предъявляемый к оплате собственникам помещений, будет ниже, чем рассчитанный по нормативу потребления коммунальных услуг на общедомовые нужды;
- если собственниками помещений на общем собрании принято решение о распределении на всех собственников помещений объема коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества, превышающего объем коммунальных ресурсов, рассчитанный по нормативу потребления коммунальных услуг на общедомовые нужды.

2. Минстрой разъясняет, что при расчете платы за коммунальные ресурсы в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме предусматривается включение разной площади общего имущества для разных коммунальных ресурсов (холодной и горячей воды, электрической энергии и т.п.).

3. Минстрой отмечает, что в соответствии с Федеральным законом от 29.06.2015 N 176-ФЗ при первоначальном включении в плату за содержание жилого помещения расходов на оплату холодной воды, горячей воды, электрической энергии, тепловой энергии, потребляемых при содержании общего имущества в многоквартирном доме, отведения сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, отведения сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме их размер не может превышать нормативы потребления коммунальных услуг на общедомовые нужды, установленный субъектом РФ по состоянию на 1 ноября 2016 года.

 

Анализ письма Минстроя

То обстоятельство, что Минстрой России в течение 4 месяцев уже несколько раз поменял свою позицию по одному и тому же вопросу (в декабре 2016 года разъяснено, что стоимость КР на СОИ в составе содержания должна быть равна стоимости нормативного объема КР на СОИ, в феврале 2017 года указывается, что данная стоимость может быть меньше в случае если фактический объем КР на СОИ ниже, чем нормативный, а в апреле 2017 года уже утверждается, что такая стоимость может быть или равна стоимости нормативного объема, или быть меньше стоимости нормативного объема, или быть больше стоимости нормативного объема — если соответствующее решение принято общим собранием собственников), вызывает некоторую озабоченность. Разумеется, письма Минстроя не являются нормативными правовыми актами и не обязательны к исполнению, однако, представляется более правильным со стороны Федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере ЖКХ, коим является Минстрой России, более тщательно и продуманно готовить не только проекты НПА, но и свои письма. В том числе, представляется целесообразным в случае изменения позиции Минстроя по тому или иному вопросу указывать, что ранее изданные письма, содержащие иные позиции, признаются недействительными. Не осуществляя предложенные действия, Минстрой создает ситуацию, при которой существуют несколько различных (идентичных по своему правовому статусу) разъяснений по одним и тем же вопросам. Причем разъяснения могут быть даны одним и тем же должностным лицом, которое даже в отсутствие изменений тех или иных норм законодательства, по никому неизвестным причинам может неожиданно «передумать» и представить иные, противоречащие данным ранее, разъяснения.

Рассматриваемым в настоящей публикации письмом от 11.04.2017 N 12368-АЧ/04 Минстрой разъясняет, что при расчете платы за КР на СОИ в многоквартирном доме (МКД) предусматривается включение разной площади общего имущества для разных коммунальных ресурсов (холодной и горячей воды, электрической энергии и т.п.). Указанное мнение Минстроя представляется верным, поскольку применение разных площадей при расчете нормативов потребления КР на СОИ предусмотрено Правилами установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг и нормативов потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденными ПП РФ от 23.05.2006 N 306 (далее — Правила 306).

Некоторое недоумение вызывает фраза Минстроя «Вместе с тем, имеют место случаи установления уполномоченными органами нормативов потребления коммунальных услуг на общедомовые нужды с нарушениями Правил N 306 в части неверного применения в расчетах площадей общего имущества в многоквартирном доме. В этом случае уполномоченному органу следует незамедлительно принять меры по устранению нарушений действующего законодательства, а органам государственного жилищного надзора в рамках исполнения возложенных на них полномочий обеспечить надлежащий контроль». То есть Минстрой России (и в том числе автор письма А.В.Чибис, являющийся «по совместительству» главным государственным жилищным инспектором России) осведомлен о наличии допущенных органами госвласти ряда субъектов РФ нарушений федерального законодательства, но никаких мер, за исключением некого невнятного указания («уполномоченному органу следует незамедлительно принять меры по устранению нарушений действующего законодательства»), видимо, принимать к нарушителям не планируется.

Минстрой указывает, что стоимость КР на СОИ в составе содержания может быть либо равна стоимости нормативного объема КР на СОИ, либо быть ниже этой стоимости (в случае если фактический объем потребления КР на СОИ ниже нормативного), либо быть выше этой стоимости (если фактический объем потребления КУ на ОДН выше нормативного, и собственники приняли решение о распределении сверхнормативного объема потребления КР на СОИ среди самих собственников).

Наиболее близким к «правильному» порядку, укладывающемуся в общую концепцию жилищного законодательства РФ об отсутствии государственного регулирования услуги по содержанию, представляется третий вариант. При этом необходимо отметить, что право собственников на распределение сверхнормативных объемов КУ на ОДН среди всех помещений дома, предусмотренное пунктом 44 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных ПП РФ от 06.05.2011 N 354, не имеет ничего общего с распределением тех же сверхнормативных объемов КР на СОИ. Это совершенно разные ситуации: в одном случае речь идет о коммунальных услугах, в другом — о содержании жилья.

Тем не менее, с учетом того, что именно собственники утверждают перечень работ по содержанию жилья и стоимость этих работ, включение в состав содержания неких сверхнормативных объемы КР на СОИ и утверждение стоимости этой составляющей в составе общей стоимости содержания, разумеется, является правом собственников помещений многоквартирных домов (МКД). Более того, позиция АКАТО (ранее обоснованная на сайте АКАТО) состоит в том, что любое изменение размера платы за содержание (независимо от того, какие составляющие включаются в состав содержания или исключаются из него какими-либо НПА) — исключительная компетенция собственников помещений МКД (в случае создания ТСЖ — тех собственников, которые являются членами ТСЖ).

Никакого «автоматического» изменения размера платы за содержание действующее законодательство РФ не предусматривает, такое изменение не может производиться ни управляющей организацией (в этом случае новый размер стоимости содержания должен быть утвержден общим собранием собственников и включен в договор управления), ни правлением, ни председателем ТСЖ (при управлении домом ТСЖ расходы на КР на СОИ должны включаться в смету расходов и доходов, утверждаемую общим собранием членов ТСЖ, и только на основании этой сметы утверждается размер платы за содержание).

 

Скачать письмо Минстроя России от 11.04.2017 N12368-АЧ/04

 

*** *** *** *** *** *** *** *** *** *** *** *** *** *** *** *** *** *** *** *** *** *** *** *** *** *** *** ***

Обратите внимание! Вопросы порядка утверждения размера платы за содержание жилья с учетом новых норм о включении в плату за содержание стоимости коммунальных услуг на общедомовые нужды будут подробно разъяснены на онлайн-семинаре (вебинаре) «Утверждение размера платы за содержание с учетом изменений норм о "КУ на ОДН" и требований к Протоколу общего собрания», который 19 мая 2017 года проведет эксперт по юридическим вопросам О.Е.Яндыева.

В ходе вебинара эксперт прокомментирует поправки жилищного законодательства РФ в части включения стоимости коммунальных услуг на общедомомвые нужды в состав платы за содержание жилья (Федеральный закон от 29.06.2015 N176-ФЗ, ПП РФ от 26.12.2016 N1498), подробно разберет порядок изменения размера платы за содержание, в том числе разъяснит особенности принятия соответствующих решений общим собранием собственников помещений (общим собранием членов ТСЖ), укажет правильные формулировки вопросов повестки дня общих собраний, сроки проведения таких собраний.

Программа мероприятия, условия участия и оформление заявки доступны по ссылке>>>

*** *** *** *** *** *** *** *** *** *** *** *** *** *** *** *** *** *** *** *** *** *** *** *** *** *** *** ***

Понравилась статья?
Оформите подписку, чтобы узнавать об актуальных статьях и важнейших новостях ЖКХ.

Комментарии

Добрый день! В нашем доме каждый месяц уже много лет объём по всему индивидуальному потреблению воды вдвое превышает объём по ОДПУ (и, соответственно, по предъявленным в адрес ТСЖ счетов от водоснабжающей организации). Это происходит из-за того, что многие собственники никогда не сдают показания, а им начисляют по нормативу. До 01.01.2017 разницу распределяли между всеми собственниками. Теперь никто не распределяет, а собранная разница остаётся в ТСЖ. Разве в этом случае у ТСЖ не возникает неосновательного обогащения, и оно не должно сделать всем собственникам перерасчёт?
Добрый день! Интересует вопрос начисления ОДН на ГВС при открытой системе отопления? Если в доме нет отдельной сети на ГВС, но жильцы пользуются ГВС из системы отопления и оплачивают эту коммунальную услугу по утвержденному тарифу, должны ли в таком случае начислять ОДН на ГВС. Управляющая компания отказывается оплачивать ОДН если в домах отсутствует отдельная система ГВС. Однако начисление ОДН за ГВС ведется при установленном на МКД тепловом счётчике. Если рассуждать логически бывают такие моменты: при запуске завоздушивает отопление, ремонт батарей и системы отопления за частую производят сброс воды в стояках дома или подъезда ведь это потеря для ресурсника. Где можно про это конкретно прочитать как начисляется ОДН на ГВС при открытой системе отопления? Спасибо!!!
2017-07-18 00:58
ссылка на ПП РФ 306 неправильная. В этом пп рф нет разницы для определения площади для расчётов. Те, кто так говорит, просто не знают правил подготовки и оформления нормативно-технической документации. Расшифровка обозначения и его объяснение даётся при первом использовании и далее не повторяется. Но малограмотные или хитроватые товарищи вроде Чибиса этого или не знают или пользуются незнанием масс. Кроме того, в ПП РФ354, п.17 Приложения ( в редакции ПП РФ 344 )для непонятливых ещё раз дана расшифровка понятия площади общего имущества и для совсем непонятливых в скобках - в соответствии с техническим паспортом дома. Точка. Эта Чибис даже не понимает, что следует из его малограмотного письма. А следует очень многое
Ответ для Ан - по постановлению 354 формула расчета ОДН на простой язык переводится именно так, как я написала - из общедомового счетчика вычитаются суммарные показания индивидуального потребления. И всегда есть разница между этими двумя цифрами. При чем тут трубы в подъездах? Вы реально верите, что ваши соседи показывают даже по счетчикам именно столько воды, сколько у них утекло через кран? Или верите, что в квартирах без счетчиков с 1 прописанным не проживает 5 человек из ближнего зарубежья, а хозяева квартиры скрывают факт их проживания? Какая наивность. Это наш отечественный менталитет - по мелкому своровать, а потом кричать, что председатель ТСЖ ворует у вас из карманов в виде ОДН. То, что называется коммунальной услугой - не является услугой в том плане, как вы понимаете это слово. Термины, извините, наше правительство придумывает. И то, что управляющие компании сделали крайними в ответе за коммунальные услуги - вообще нонсенс. Воду и тепло гонят от ресурсников, а исполнителем и ответственным за это по закону почему-то считается ТСЖ/ЖСК. И ресурсникам можно получать с ТСЖ все по полной с показателя общедомового счетчика, а ТСЖ с жителей ни-ни. Их фраза "гасите из собственных средств" - это как раз для недалеких людей. У ТСЖ нет собственных средств. Средства только те, которые поступают от собственников по начисленным квитанциям (и то не все поступают - некоторые же любят жить вообще нахаляву). Так что предлагаю Ан стать председателем ТСЖ/ЖСК в своем доме и на собственном опыте прочувствовать наше законодательство. Можете не начислять ОДН (или по современному - ресурсы на СОИ), только через годик пойдете на картотеку, а потом обанкротитесь как юр.лицо. Ну или будете свою зарплату отдавать за долги ресурсникам, если ее хватит.
2017-05-16 15:20
специально запутывают . потом на семинарах за деньги разясняют
Уважаемая Ольга! ОДН это не "разница между показаниями общедомового счетчика воды и между суммой показаний ваших индивидуальных счетчиков (плюс по нормативам квартиры без счетчиков)" До 01.01.2017г ОДН были коммунальной услугой, потребленной в процессе использования общего имущества дома. Что такое ОДН сейчас не знаю, определения этому термину пока не нашёл. Вот если подходить к ОДН с прежней точки зрения, то в большинстве наших домов ОДН по водоснабжению вообще отсутствует, так как Конструктивные особенности домов не позволяют предоставлять такую услугу.( нет в подъездах ни трубной разводки холодного водоснабжения. ни водоразборных кранов см. п.4 Правил 354) Услуги нет, а оплата есть! Плата за то, что мы добровольно предоставляем уже оплаченную воду и выставляем баклажки в подъезд. Вы меня извините, но Вы не первая, кому народ не тот достался. Эти, с позволения сказать, Правила не народ придумал, народ с ними только мучается и не меньше Вас.
Реформа ЖКХ - это не лихорадочное кидание из крайности в крайность, какое наблюдается с 2013 года, когда основной организационный инструмент - это штрафы, коим хотят перестроить работу УК и ТСЖ, а на деле забирают деньги в виде штрафов неизвестно куда, залезая в карман опять же собственникам квартир. Штрафы УК и ТСЖ кто финансирует? - простые люди, которые оплачивают квитанции. Отсюда вывод: штраф не научит управляющего ДУКа или председателя ТСЖ лучше работать, а заберет у него деньги, которые он бы потратил на содержание ОИ. Поэтому надо говорить не только о воровстве в системе ЖКХ, но и законном рэкете. У нас не реформа ЖКХ, а однобоко выстраиваемая система контроля за низами,при том, что верхи (с ГЖИ и выше) реальной помощи низам не оказывают, а только наказывают (все кому не лень!). Прежде, чем наказывать, поинтересовались бы лучше проблемами и дали срок исправить ситуацию. Это я не о нашем ТСЖ, хотя и нас по мелочи щипали, а в принципе о работе системы в целом: тяжело работать в нынешних условиях, когда постоянно меняют законы. Наверное, специально, чтобы собрать урожаи штрафов!!! Что, уж, точно не поможет в работе УК!
Действительно! Идиотизм какой-то! Раньше (до 01.01.2017г.) ОДН (разница между ОДПУ и ИПУ) ежемесячно получался разный, когда его можно распределить между собственниками МКД пропорционально их доле в ОИ. А с 01.01.2017 года закон обязал УК, ТСЖ и прочих управителей МКД включить ОДН в тариф на содержание ОИ, причем в фиксированной сумме. Тоже получается ерунда, потому что поставщику ежемесячно по-прежнему платим по ОДПУ, а ОДН ежемесячно в квитанциях начисляется один и тот же. И эту фиксированную сумму ОДН + сумму по ИПУ предлагают сравнивать с нормативным ОДН + сумму по ИПУ? Что за хр-нь?! Причем тут нормативный ОДН, если у нас ОДПУ? Нормативный расчет применяется при отсутствии ОДПУ. Фиксированные суммы ОДН + суммы по ИПУ логичнее сравнивать с реальной суммой по ОДПУ, которую нам выставит поставщик КУ. Если мы поставщику (по ОДПУ) заплатим меньше, чем соберем с собственников по квитанциям, или наоборот: если мы поставщику заплатим больше, чем соберем с собственников по квитанциям, то есть смысл подумать как это сбалансировать. Сумму можно видеть по итогам прошедшего месяца, по крайней мере в автоматизированном учете. Можно в том же автоматизированном учете придумать программу сравнения фиксированного ежемесячного ОДН с реальным ОДН (по ОДПУ), которым и ограничить фиксированный ОДН, а не каким-то нормативным ОДН?!? Нормативный ОДН для сравнения применить в тех МКД, где нет ОДПУ. Я работаю в этой системе бухгалтером и так это вижу! А читаю маразматические законы, которые в году восемь раз меняют и диву даюсь: люди с большими зарплатами, типа умные, с законами развлекаются (как в игрушки играют): на нас, простых бухгалтерах с копеечными зарплатами, эксперименты ставят (натурально издеваются!), чтобы мы спокойно спать не могли, а в их ребусах разбирались! Весь мозг вынесли и нам, и программистам! А еще и информацию для сайтов надо готовить! Когда же мне, бухгалтеру, своими прямыми обязанностями заниматься?
А еще чиновники забывают по телевизору говорить, что в основной массе дома старые, системы инженерные в них старые, их не возможно переделать на какие-то новые энергосберегающие системы. А для новых домов строительные регламенты до сих пор не предусматривают, чтобы счетчики учета воды и электричества например были не внутри квартир, а снаружи, чтобы доступ к ним имела только УК - снимать и проверять показания, а не каждый житель крутил там что-то. Итог - согласно телевизора в стране главная проблема - воровство УК. Почему-то хорошие примеры управления почти не показывают, хотя их значительно больше, чем нам говорят с экрана. И плюс ловко обходят вниманием проблемы самого законодательства в ЖКХ, странностей и нелогичности выпускаемых законов.
вот-вот - результат деятельности наших законодателей - взяли и все свалили на УК - смотрите какие они плохие, все воруют и воруют. И народ думает, что ОДН - это ведро воды на мытье лестницы и на поливку клумбы. А все остальное УК себе в карман положила. ОДН, дорогое население, - это разница между показаниями общедомового счетчика воды и между суммой показаний ваших индивидуальных счетчиков (плюс по нормативам квартиры без счетчиков). И вот в этой разнице кроме мытья лестницы и поливки клумбы, сидят такие расходы как слив воды со всей системы дома при ремонтах труб (например, сварка на трубе с водой не производится, стояк не меняется, если в нем вода стоит), при развоздушивании стояков, при отключении и подключении отопления; плюс никак не сходятся счета от тепловой компании к УК с начислением от УК жителям по одному и тому же объему ГВС - почему-то тепловая компания за тот же самый объем ГВС получает больше денег с УК, чем жители платят в УК, формулы для УК одни, а для жителей - другие, и правительство такая ситуация полностью устраивает - ведь тепловые компании - монополисты; и последняя (значительная) часть ОДН - воровство жителей по воде. Народ у нас талантливый, счетчики научился обманывать. 1 куб. в мес. на семью из трех человек - и честно смотрят в глаза, да, они все моются у знакомых и почти не готовят еду дома, в ресторане питаются. Проверяешь счетчик - все в порядке, как написали, так и есть. Так что заводя разговор о мошенничестве, вспомните своих соседей, таких порядочных с виду, но... частенько обворовывающих дом своими действиями. А еще сейчас модно теплые полы делать, и тоже мимо счетчика их подключать. И вот вам разница показаний на маленький дом - 100 кубов в месяц - легко! на большой может и 300 кубов в месяц выйти.
2017-04-27 11:48
Вот читаю все эти законы, постановления, добавления, исправления и диву даюсь. Правительство снова делает все только для Управляек-мошенников. Раньше жили в высотках и сами решали кого нанять пол помыть и как за клумбой ухаживать. Но снова находятся деятели, которым видно делать нечего, вот и высчитывают что, да как. Вот смотрю свою платежку и что в натуре в ней? То что Управляющая компания Уютный дом в Уфе-мошенница знает вся страна( познакомилась страна с ней в марте 2016г.У Гордона) Так и снова нагло включает все начисления от площади квартир и что же получается при переводе ее начислений: что заплатить я должна в месяц за 550 литров Г/в, 340 литров х/в только за то ,что уборщица 5 раз в месяц вымоет одним ведром наш коридор на 5 квартир площадью 35 кв.м. Канализация на клумбах, а свет 4 лампочких40вт также на 5 квартир. Никаких окон, стен, плафонов,лестниц в доме не моется, свет также на лестницах не горит. Лучше б народ спросили как правильно платить?
Когда такие странные вещи выходят из под пера чиновника такого ранга, говорить о какой-то реформе ЖКХ и улучшении вообще не приходится. Как будто у нас с ними законы разные. Они полагают, что могут диктовать на уровне правительства, какому дому, какую плату по содержанию делать. Включили ОДН в плату по содержанию, все , забудьте о своих "ценных" указаниях, как ее рассчитывать. А то такую игру с населением затеяли, что теперь нам жители мозг выносят, как это мы ОДН теперь не по счетчику считаем, ведь по телевизору высокое начальство сказало, что по счетчику надо.
2017-04-25 10:23
Дурдом. Когда разгонят этих "профи" от ЖКХ?
Комментарии для сайта Cackle
Наверх