10.09.2015 | Минстрой отрекается от своих слов
С момента создания Министерства строительства и ЖКХ Российской Федерации (Минстрой России) сотрудники этого министерства начали активно действовать, разрабатывая различные проекты постановлений Правительства РФ, издавая приказы и письма. Проекты постановлений вносились на обсуждения в Правительство и либо отклонялись, либо принимались с изменениями или без таковых, становясь нормативными правовыми актами Правительства РФ. Приказы направлялись в Минюст России, после регистрации которым также становились нормативными правовыми актами. А вот статус писем Минстроя остается несколько туманным.
«АКАТО» неоднократно информировал своих подписчиков о различных документах Минстроя, в том числе о некоторых письмах, содержащих разъяснения по различным вопросам жилищной сферы. В числе таких писем, например:
- Письмо Минстроя России от 11.04.2017 N12368-АЧ/04 «Об отдельных вопросах, возникающих при расчете размера платы за коммунальные ресурсы в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме»;
- Письмо Минстроя России от 14.02.2017 N4275-АЧ/04 «Об отдельных вопросах, возникающих в связи с включением с 1 января 2017 года расходов на приобретение коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, в размер платы за содержание жилого помещения»;
- Письмо Минстроя России от 13.01.2017 N 570-АЧ/04 «Об изменениях законодательства о государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства»;
- Письмо Минстроя России от 09.01.2017 N 44-ОД/04 о выполнении мероприятий по повышении энергоэффективности и энергосбережению в МКД;
- Письмо Минстроя России от 30.12.2016 N 45099-АЧ/04 «Об отдельных вопросах, возникающих в связи с включением с 1 января 2017 года расходов на приобретение коммунальных ресурсов, используемых в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, в размер платы за содержание жилого помещения»;
- Письмо Минстроя России от 30.12.2016 N45097-АЧ/04 «О применении отдельных положений законодательства РФ по вопросам заключения договоров о предоставлении коммунальных услуг»;
- Письмо Минстроя России от 30.12.2016 N 45051-АТ/04 о направлении копии решения о смене управляющей организации в действующую управляющую организацию;
- Письмо Минстроя России от 30.12.2016 N 45049-АТ/04 о применении при расчете платы за содержание жилого помещения площади помещения, которым владеет собственник;
- Письмо Минстроя России от 17.11.2016 N 38396-ОД/04 о документе, подтверждающем право собственности при отсутствии свидетельства о регистрации права собственности;
- Письмо Минстроя России от 10.11.2016 N 37404-АТ/04, полученное в ответ на запрос АКАТО о порядке определения количества постоянно и временно проживающих граждан;
- Письмо Минстроя России от 03.11.2016 N36508-ОД/04 об установке приборов учета в аварийных и ветхих домах;
- Письмо Минстроя России от 07.10.2016 N 33077-АТ/04 об использовании сведений выписки из ЕГРП при оформлении протоколов общих собраний собственников помещений МКД;
- Письма Минстроя России от 09.09.2016 N29454-АТ/04 и от 12.09.2016 N29546-ЕТ/04, полученные в ответ на запросы АКАТО о порядке расчета объема водоотведения и о применении повышающих коэффициентов;
- Письмо Минстроя России от 02.09.2016 N 28483-АЧ/04 «Об отдельных вопросах, возникающих в связи с изменениями, внесенными в акты Правительства Российской Федерации Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 июня 2016 года N 603 "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам предоставления коммунальных услуг"»;
- Письмо Минстроя России от 11.04.2016 N 10686-АТ/04 о порядке обслуживания домофонов;
- Письмо Минстроя России от 22.11.2015 N 30396-ОЛ/04 о лицах, ответственных за очистку фасадов МКД;
- Письмо Минстроя России от 05.11.2015 N 35750-ОЛ/04 об отнесении наличия договоров ресурсоснабжения к лицензионным требованиям;
- Письмо Минстроя России от 29.09.2015 N 32395-ОГ/04 о порядке вознаграждения председателей и членов Советов МКД;
- Письмо Минстроя России от 11.09.2015 N 29445-ЛГ/04 о повышающих коэффициентах;
- Письмо Минстроя России от 04.09.2015 N 28474-ЛГ/04 о лицах, в чью пользу поступают денежные средства, оплаченные потребителями КУ в качестве разницы между «повышенным» и «базовым» нормативами потребления;
- Письмо Минстроя России от 05.08.2015 N 24430-АЧ/04 «Об отдельных вопросах, возникающих в связи с осуществлением лицензионного контроля в сфере предпринимательской деятельности по управлению МКД»;
- Письмо Минстроя России от 23.07.2015 N 22876-АЧ/04 об отчуждении общего имущества;
- Письмо Минстроя России от 18.03.2015 N 7288-АЧ/04 «Об отдельных вопросах, возникающих в связи с применением повышающих коэффициентов к нормативам потребления коммунальных услуг»;
- Письмо Минстроя России от 24.02.2015 N 4745-АЧ/04 «Об отдельных вопросах, возникающих в связи с реализацией законодательства РФ о лицензировании предпринимательской деятельности по управлению МКД»;
- Письмо Минстроя России от 23.12.2014 N 25364-ОГ/04 о вопросах водоотведения на ОДН;
- Письмо Минстроя России от 16.10.2014 N 22687-АЧ/04 о перепрограммировании приборов учета в связи с изменением системы исчисления времени;
- Письмо Минстроя России от 10.04.2014 N 5942-МС/04 о вопросах водоотведения на ОДН;
- Прочие письма Минстроя России.
Позицию Минстроя по тем или иным вопросам, озвученную в письмах, принимали в качестве обоснования порядка применения правовых актов комплекса жилищного законодательства и в качестве обоснования своих решений и действий многие инстанции, в том числе: прокуратура, ГЖИ, органы местного самоуправления и даже суды.
Например, в части порядка применения ПП РФ от 06.05.2011 N354 основание придерживаться позиции Минстроя действительно есть, ведь в соответствии с пунктом 3 указанного постановления «разъяснения по применению Правил
, утвержденных настоящим Постановлением, дает Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации».
Тем не менее, в ответ на запрос о возможности применения писем Минстроя России в судах в качестве официальной позиции органа, уполномоченного Правительством РФ давать разъяснения порядка применения Правил предоставления коммунальных услуг (ПП РФ от 06.05.2011 N354), Минстрой России письмом от 21.07.2015 N23204-ОГ/04 сообщил, что его письма фактически не могут использоваться в качестве разъяснений порядка применения этих Правил, поскольку не являются нормативным правовым актом.
Таким образом, несмотря на свободную трактовку Минстроем федерального законодательства РФ, когда аргумент «Минстрой России считает…», независимо от того, каким образом трактуют действующее законодательство правоприменители, в том числе признанные эксперты по юридическим вопросам ЖКХ, в ответ на прямое обращение о возможности ссылок на его письма, Минстрой фактически отрекся от своих слов.
Можно сколько угодно рассуждать о том, что «не отрекаются, любя», но Минстрой, несмотря на почти навязчивую гордость своей активной деятельностью, признался, что для важнейшей в разрешении споров инстанции (то есть для суда), его громогласные заявления, рассуждения, разъяснения, приведенные в письмах, на самом деле ничего не значат.
Скачать письмо Минстроя России от 21.07.2015 N23204-ОГ/04
Комментарии